Психология и алхимия

Несмотря на то, что во времена своего расцвета алхимия считалась наукой, в современном мире мало кому придет в голову считать ее научной дисциплиной: невозможно с помощью предлагаемых алхимиков манипуляций превратить свинец в золото, тем более в тех лабораторных условиях, в которых приходилось работать в эпоху средневековья или Возрождения. Тем не менее, Карл Густав Юнг был тем, кто привнес «лже-науку» в психологию, чем вызвал закономерное непонимание в научном сообществе.



Не мало вопросов возникало и в связи с его интересом оккультизму – даже его докторская диссертация была посвящена оккультным феноменам: в частности, модными в викторианскую эпоху спиритическим сеансам, а также ченнелингу. Однако сам Юнг не был наивным мистиком, как может показаться на первый взгляд. Он основывал свои воззрения на научной почве. Так, он полагал, что, занимаясь, к примеру, общением с духами, люди попросту проецируют свои бессознательные содержания, имеющие сильную энергию, во вне. И именно эти бессознательные содержания и принимают за те феномены, которые принято считать оккультными.

Что касается алхимии, то изначально Юнг относился к ней с изрядной долей скепсиса, считая ее бессмыслицей, которую невозможно понять. Однако позже, пробравшись через сложный язык символов, он пришел к выводу, что понимать алхимические (да и любые оккультные – Прим. автора) тексты буквально было бы ошибкой. Он увидел в них метафору, проекцию психических содержаний. То есть алхимики (те, кто занимался внутренней алхимией и относился к ней как к науке, а не средству зарабатывания легких денег) искали не обычное, вульгарное, золото, а философское. Говоря простым языком, они искали действенные способы духовного развития.




Юнг подчеркивал, что алхимики проецировали собственные психические процессы на вещества и процедуры. То есть свои внутренние состояния они описывали так, словно они происходили не в психике, а в тех веществах, которыми они манипулировали. Это было возможно в рамках того мировоззрения, т.к. там человек не был отрезан физически и психически от мира. Дух (психика) и материя глазами алхимика – это не раздельные, а взаимосвязанные области. Вещество содержало в себе дух, а дух имел материальное измерение. Именно поэтому, например, в тот период был такой большой интерес к магии и талисманам.

Поскольку алхимики искали философское золото, они не просто проецировали бессознательные содержания, они проживали свой труд и телом, и душой, отождествляя их с тем, что происходило в реторте, а значит, это был опыт работы над собой и своей психикой. Изучая то, что происходило в процессе, они наблюдали за тем, что получится, и давали свою интерпретацию. При этом они не имели какого-либо четкого плана или концепции, не принадлежали к какой-либо научной или религиозной традиции, а потому их проекции бессознательных содержаний были в высшей степени отчищены от корректировки сознания.



Справедливости ради стоит отметить, что Юнг не был первым, кто пытался рассмотреть алхимические процессы в рамках психоанализа, однако предыдущие попытки не достигли такой популярности и не приобрели последователей.

Для Юнга оказалось важным также и то, что он увидел параллели работы алхимиков с теми воззрениями, которые у него были на тот момент в отношении психики. Это помогло ему провести параллели алхимических текстов с тем, что происходит в процессе индивидуации (становление и развитии психики, при котором реализуются уникальные задатки человека).  То, что происходит в нашей психике в процессе ее развития и должно происходить и в аналитической работе метафорически выражено в алхимических текстах и гравюрах.



Таким образом, в алхимии можно разглядеть хорошо разработанную философскую и психологическую систему с образным и живым языком, что, с одной стороны, подчеркивает ее родство с бессознательным, общающимся с нами на языке образов и символов, а с другой, позволяет интуитивно понимать сложнейшие процессы души.


Что интересного на портале?