Психологическое время.

 

В физике время самая простая величина. Простое сложение и вычитание временных отрезков позволяет решать не очень сложные задачи на движение. Движение определяется как изменение. Человек подвержен изменениям на протяжении всей своей жизни. Можно ли сказать, что он куда-то, постоянно, продвигается и можно ли время человека измерять простым сложением?

Измерение – сравнение какой-то величины с эталоном. При измерении линейных величин качество измеряемого объекта не меняется в процессе измерения. Линейка-стол.  Измерение температуры связано с изменением энергии. Если приложить ртутный или спиртовой термометр к объекту, то часть энергии объекта передается жидкости в термометре, меняя ее характеристики. Ртуть или спирт увеличиваются  или уменьшаются в объеме, в зависимости от степени нагретости тела.  Происходит энергетический обмен.  Какая из двух моделей пригодна для аналогии измерения вашего времени?

Время качественная характеристика материального мира. Тело человека инструмент, которым он пользуется в земной жизни,  часть материального мира.  Как все материальные объекты тело человека подвержено износу, старению. Зависит ли это только от времени?

Опыт. По сути, весь опыт человека можно свести к двум категориям. Опасно. Неопасно. Опасно запоминается для дальнейшего узнавания и реакций, способствующих самосохранению. Например, избеганием. Неопасно не заслуживает внимания, потому что не угрожает выживанию. Происходит обучение фокусировке внимания на негативе и фиксации на негативных или сильных эмоциях. 

Негативные эмоции детства, нерешенные ситуации. Во взрослом состоянии, снова столкнувшись с такими вызовами жизни,  человек буквально возвращается в тот возраст, и весь накопленный опыт оказывается бесполезным перед  памятью, которая запечатлела этот момент.   Время, прошедшее с момента актуализировавшейся травмы до сиюминутности, обнуляется. Чтобы пройти этот ограничитель, нужно буквально вернуться в тот момент времени и переписать его заново, заменив существующую копию в памяти, новой информацией.

Помните, какими длинными были дни в детстве? Все было новым, ярким, вызывающим сильные спонтанные эмоции. Месяц и год воспринимались как вечность. Похоже на простое сложение. Ребенок активно меняется, движется во всех смыслах.

 Чем старше становится человек и чем больше его жизнь регламентируют социальные обязательства и нормы, тем парадоксальней становится восприятие времени. Пропадает активная фокусировка внимания, для экономичности включаются многочисленные стереотипы, не свои смыслы и отключаются эмоции.

Бесконечно длинные дни складываются в быстро пролетевшие недели.  Дни, воспринимаемые как промелькнувшие, в ретроспективном просмотре дают ощущение, гораздо большее по восприятию, чем обычное календарное время.

В чем парадокс?  В личностной значимости и эмоциональной включенности в события жизни.  В настоящем моменте времени действует функция внимания. В ретроспективном просмотре событий включается память.  Стереотипное и скучное, требующее волевых усилий для удержания внимания, при вспоминании оказывается пустотой. Временем потраченным зря.  Личностно значимое, активное по вложению ресурсов и эмоциональной включенности, фиксируется в памяти с большим количеством подробностей. При вспоминании дает эффект растяжения времени.

Как видите, хронометраж в психологическом времени величина формальная.








Что интересного на портале?