Мадама из Амстердама
Сижу на тренинге. Затаив дыхание группа наблюдает за демонстрационной сессией. Знаете это чувство, когда кажется, что люди вокруг тебя перестают дышать… Ты и учишься, следя за процессом, и в то же время присоединяешься к клиенту, ловишь малейшие проявления его чувств, бушующих внутри. Каждый психолог знает, что когда ты оказываешься в роли клиента на демонстрации, видишь остальных только первые пару минут… Каждый психолог знает, что это возможность решить какую-то свою реальную проблему, некоторые даже приходят именно за этим на тренинги к известным мастерам. «И что было бы тогда?» - задает свой вопрос мастер. «Ну, тогда….. тогда я была бы такая…. «мадама из Амстердама!»» - тело расслабляется, и улыбка наконец-то появляется на лице клиентки.
Другой тренинг, другая ситуация. Идет шеринг, рассказываем о том, с чем пришли на второй день. «Когда я вижу, как хорошо это делают другие, я сразу начинаю бояться, что сама так не смогу. Боюсь не оправдать ожидания…. Особенно, когда я смотрю на «звезд»…. Я просто сразу понимаю, что мне не стоит и пробовать…». Хороший мастер, разумеется, всегда находит решение для таких ситуаций. А я начинаю ерзать на стуле, понимая, какие практически очевидные мотивы стоят за этими высказываниями клиентов.
Английская королева и бомж
Всякий раз, когда речь заходит о ресурсах или причинах, независимо от метода, в котором работает психолог, будь то арт-терапия или коучинг, терапия осознаванием или песок, в ресурсах и причинах всегда можно разглядеть базовые мотивы, значимые для клиента. Если, конечно, иметь в своем арсенале эту систему координат. В тех примерах, которые я привела, как основной ясно угадывается мотив «Статус» - это потребность быть значимым, потребность в престиже. «Система координат» Стивена Рисса подсказывает нам, что у таких людей может быть сильное стремление чувствовать себя важным в глазах других, они обращают внимание на общественное положение, серьезно относятся к формальным его проявлениям, их впечатляют богатство и слава. На многих производит впечатление популярность. Возможно, они будут подчеркнуто высказывать больше уважения к тем, кто выше их по статусу, и меньше, а то и вообще никакого к тем, чей статус ниже. Другими словами английская королева - это одно, а бомж - совершенно другое. В то время как, для человека с низкой потребностью в статусе и первая и второй будут просто людьми.
Случай из практики
Мы живем в социуме, в мире условностей. У каждого из нас в силу воспитания, культуры, среды, где мы пребываем, сложился свой набор убеждений. Для многих из нас, я бы даже сказала, для большинства, имеет значение фактор социальной желательности. Поэтому временами нам сложно признать в себе какую-то из потребностей. Однажды участница уже моего тренинга страстно пыталась настоять на том, что потребность в престиже, которая в ее профиле получила высокие баллы, не имеет к ней никакого отношения. При этом она говорила, что вполне согласна с высокой потребностью в физической активности и так любит бассейн, что даже готова два раза в неделю ездить туда на электричке за несколько десятков километров. Я спросила, а почему она ездит именно в этот бассейн, ведь в Петербурге бассейнов достаточно в каждом районе. «Нет, ну тот бассейн находится в одном очень крутом санатории, и это единственный бассейн с минеральной водой, туда, знаете ли, не так просто попасть, с улицы не возьмут » - ответила она. Т.е. можно предположить, что помимо высокой физической активности (а нужно, действительно, иметь в этом высокую потребность, хотя бы для того, чтобы два раза в неделю не только находить в себе силы на дорогу туда и обратно длиной в 50 км, но еще и получать от этого удовольствие), важен еще и тот момент, что бассейн особенный, не для всех, туда трудно попасть. Я знаю, что участница ездит за рулем, и задаю следующий вопрос: «Кстати, если это не секрет, конечно, а какой марки твой автомобиль?» «Мерседес» - отвечает она…. И, заподозрив что-то неладное, продолжает: «ну, а что? Разве другие машины сравнятся с Мерседесом….?». Так слово за слово мы, попутно выяснив, что участница к тому же испытывает чувство гордости за то, что среди ее клиентов есть известные люди, мы приходим к тому, что потребность в Статусе все-таки имеет для нее сильное значение. Ей не просто было это принять, потому что в ее семье, как и во многих семьях советской интеллигенции, скромность считалась одобряемым качеством, а желающих престижности вслух называли выскочками. Мы могли бы попытаться выяснить, откуда взялись такие убеждения. Может быть из советской действительности, из реальной опасности быть уничтоженным во всем известный период нашей истории, породившей в качестве защитной реакции убеждение, что спастись можно, только будучи незаметным. Но у нас нет такой задачи, у нас другая цель - наша цель, осознав существующую потребность в престиже, понять, что это ресурс, который вдохновляет, и в то же время научиться узнавать те ситуации, где эта потребность ущемляется, лишая участницу энергии, и сделать эти процессы осознанно управляемыми.
В чем цимес?
Я думаю, что метод Стивена Рисса может обогатить возможности любого психолога. Это удобная система координат из 16 базовых мотивов. В качестве ресурса или причины затруднений в зависимости от ситуации могут выступать те из мотивов, значение которых высоко или, наоборот, слишком низко. Например, независимость - потребность полагаться на себя самого. Выраженная очень слабо она приобретает приобретает противоположные черты - буквально становится потребностью во взаимозависимости, т.е. желанием делать что-либо вместе с кем-то, в команде, в партнерстве. Особую ценность этому методу придает то, что, во-первых, идея Рисса проста и доступна для восприятия клиентами, не обладающими психологическими знаниями, в ней нет никаких специальных терминов, она легко усваивается и встраивается в жизньклиента. Во-вторых, Рисс утверждает, что мотивы имеют генетическую природу, не теряют своей значимости в течение всей жизни и влияют на действия, желания и мысли человека, независимо от того осознает он их или нет. Эти утверждения подтверждены исследованиями, проведенными его командой, результаты которых опубликованы в англоязычных изданиях. Вы можете познакомиться с одним из них здесь Лично я отношусь к этому так: метод работает около 20 лет; я использую его семь, и опыт с индивидуальными клиентами, с участниками тренингов показывает, что это работает; с помощью метода Стивена Рисса я ответила себе на свои личные вопросы, остававшиеся без ответа в течение многих лет, и это очень заметно отразилось на качестве моей жизни - могу сказать, что за последние семь лет я сделала в разы больше, чем за десятки предыдущих, не говоря уже о том, что все эти годы я чувствую себя намного счастливей и комфортней, чем раньше; я сама и некоторые из моих клиентов неоднократно проходили тест с перерывами в несколько лет - картина профиля, образуемого значимыми мотивами, сохранялась. Я практик, в каком-то смысле даже ремесленник. И работаю только с тем, что проверяю лично. Более того, я скептик. Поэтому пока я не получаю ощутимых, видимых результатов, которые можно буквально «потрогать руками», я не начинаю с этим работать. Метод Рисса - это один из способов структурировать реальность (свою и клиента), на мой взгляд, на сегодняшний день - это лучший способ:современный, простой, быстрый, доступный. Являясь одним из двух сертифицированных специалистов, работающих с методом на русском языке, я с радостью поделюсь им с вами. Я живу в Петербурге, но расстояния в нынешнем мире уже перестали быть проблемой )) Вы можете мне написать, позвонить, найти меня в социальных сетях, я поделюсь с вами тем, как можно освоить этот метод и обогатить свою практику еще одним замечательным инструментом.
Где и как это работает?
Возможности метода широки. Он легко интегрируется в практику и дополняет методы, которыми вы предпрочитаете работать. Я перечислю только некоторые:
- В работе с индивидуальными клиентами: дает возможность расширить осознанность клиента в отношении того, что им управляет, в чем его ресурсы и в чем он может быть уязвим, способствует принятию самого себя.
- Мотивационный профиль является настоящим компасом при работе с жизненным дизайном.
- В семейном консультировании (работа с парами, детско-родительские отношения): прояснение конфликта мотиваций позволяет быстро прийти к взаимопониманию и разрешить споры, особенно эффективно в ситуациях повторяющихся конфликтов.
- В коучинге, эффективном планировании, профориентационном консультировании и т.д.
- ВАЖНО: осознавание собственных мотивов крайне важно для самого специалиста, работающего с людьми. Об этом можно прочитать статью, написанную мной в соавторстве с О.А. Старостиным "Влияние внутренней мотивации на эффективность специалистов «помогающих» профессий с позиций подхода С. Рисса"