Профессиональная уверенность: как быстро восстанавливаться в сложной рабочей ситуации?

Профессиональная уверенность: как быстро восстанавливаться в сложной рабочей ситуации?

Запросы по поводу неуверенности в себе в рабочих моментах являются очень частыми в консультации психолога.

В этой статье я хочу озвучить несколько идей по поводу психологических причин профессиональной неуверенности в себе у начинающих и опытных специалистов, работающих в сфере общения с людьми (агентов по недвижимости, менеджеров, торговых представителей, специалистов по красоте, психологов, педагогов и т.д.)

И дать рекомендации о том, как оперативно собраться с мыслями, если в рабочей ситуации вас накрыла профессиональная неуверенность.

Для начала определимся с тем, что такое «профессиональная уверенность».

Уверенность в себе — это свойство личности, при котором человек позитивно и реалистично оценивает собственные способности, свойства, навыки и т.д. как достаточные для достижения его целей (источник: Википедия).

Профессиональная уверенность – позитивная и реалистичная оценка своих профессиональных навыков в профессиональной области.

Например, опытный водитель уверен в своём навыке вождения автомобиля. Или торговый представитель с большим опытом работы уверен в своей способности заключить контракт с новым клиентом.

При этом подразумевается, что профессионально уверенный человек чувствует себя в рабочих ситуациях спокойно, квалифицированно выполняет свои рабочие обязанности и находится в полном контакте со своим клиентом или партнером по общению.

В ситуации же профессиональной неуверенности у человека возникают различные страхи, тревога, что он не справиться с заданием. Работник озабочен тем, как воспринимает его клиент или партнер.

Словом, происходит смещение фокуса внимания с рабочей задачи на самого себя. Отсутствие внимания к рабочему процессу ещё больше повышает вероятность ошибки. И в результате, страх, что работник не справится с заданием действительно реализуется.

 

Расскажу историю.Лиза – начинающий специалист по красоте. Её задача – находить клиентов и продавать им косметику определённой марки.Лизе 27 лет, она замужем и имеет маленького ребенка. Косметика – способ небольшой подработки и поддержания социальных связей в декрете.За консультацией психолога она обратилась с запросом о том, что когда она встречает новую клиентку старше себя по возрасту, то её профессиональная уверенность сразу куда-то исчезает, она чувствует себя маленькой девочкой, речь сбивается, Лиза забывает всю информацию, которую была намерена рассказать и сделка, естественно, не совершается. С ровесницами таких проблем у девушки нет.В процессе работы Лиза довольно быстро обнаружила, что старшие клиентки вызывают у неё ассоциацию с первой школьной учительницей, очень строгим педагогом. Ситуация консультации взрослой клиентки напоминала Лизе ситуации из её школьного детства, когда, отвечая урок, она так боялась получить плохую оценку, что начинала сбиваться, путаться, и в конце концов действительно получала низкую отметку. Естественно, что и родители отнюдь не радовались оценкам девочки. Страх закреплялся ещё больше. В средней школе появились другие учителя, девочку начали хвалить, и оценки выровнялись. А первая учительница со временем забылась.

 

В дальнейшей работе с девушкой мы прорабатывали её страх, старались ослабить ассоциативную связь. Она училась доверять себе и тренировалась общаться со своими «трудными клиентами».

Но в этой статье нас будет интересовать тот факт, что в момент встречи со сложной для себя ситуацией, Лиза теряла контакт с клиенткой, переключая внимание на свой страх. Который от становился ещё больше по мере того, как Лиза углублялась в мысли о нём. У девушки возникали мысли о собственной глупости, о том, что она никогда не сможет профессионально оказать консультацию по красоте. Доводов для этого она находила достаточно.

 

Страх и острая неуверенность в себе в рабочих ситуациях может иметь различные причины.

Часть из них связана с объективным отсутствием навыков специалиста в ситуации, когда ему необходимо выполнять новую для себя работу.

А большая часть, особенно, у опытных профессионалов имеет психологические корни.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕУВЕРЕННОСТИ:

  • Страх негативной оценки;
  • Страх отвержения, отказа клиента или партнёра по общению;
  • Страх агрессии со стороны партнёра по общению;
  • Незнание своих возможностей и неопытность (это свойственно новичкам);
  • Выученная беспомощность и отсутствие социальной смелости.

 

Каждую из психологических причин мы подробно рассмотрим в следующих статьях.

Что делать, если вы почувствовали неуверенность в ситуации переговоров с клиентом, в диалоге с руководителем или в любой другой рабочей ситуации?

Вот несколько простых ПРАВИЛ БЫСТРОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ:

  • Как только вы поймали себя на ощущении тревоги и страха, мысленно скажите себе «Стоп» и сделайте глубокий вдох.
  • Продолжая внимательно слушать партнера, сделайте ещё несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Если вы испугались, что сейчас вам нечего сказать, задайте партнеру вопрос. Лучше открытый, чтобы партнёр порассуждал, а вы за это время собрались с мыслями. Вопросы – наша палочка-выручалочка.
  • Если вы получили вопрос партнера о каком-то факте, на который не знаете ответа, просто возьмите паузу и узнайте его. Когда будете узнавать, подумайте, о чем ещё спросит ваш партнер после того, как получит ответ? Подготовьтесь к этим вопросам тоже.
  • Если партнёр хочет узнать Ваше мнение, а вам нужно собраться с мыслями, задайте встречный вопрос: «А как считаете Вы?»
  • Самое важное правило! Не разрешайте себе переключаться на мысли о вашем несовершенстве. Продолжайте слушать партнёра, оставайтесь в контакте с ним. Побудьте в роли Скарлетт О’Хара. Мысленно скажите себе: «Я подумаю об этом завтра». И продолжайте диалог.

 

Если вы усилием воли останетесь в контакте с партнёром, продолжите фокусировать своё внимание на задаче, то страх уйдёт буквально через несколько минут.

Основой страха зачастую становятся ваши мысли о собственно «плохости». Не дайте развиться этому ростку, заблокируйте его в момент возникновения. Сконцентрируйтесь на вашем партнёре и выполняемой деятельности, и всё будет отлично!

Удачного вам общения!

 

Поделиться:


2015-02-01
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?