Притчи Иисуса Христа в свете современной нейронауки или тайное становится явным…



Не так  давно бывшая  уделом  только  наиболее  продвинутых нейробиологов  и нейропсихологов, занимавшихся  исследованием устройства  мозга,  нейронаука  буквально за несколько  лет  стремительно ворвалась в  лидеры  всех  наук, как  самое  передовое направление  знания, стоящее  на самой  тонкой  грани вещественности – на  грани нейросетей  мозга  и  разума,  а  возможно  и ещё  более  тонких  сетей  сознания,  контактирующих с разумом  и   мозгом. 

Сразу  несколько нобелевских премий  по  физиологии  и  медицине  за исследования в этой  области однозначно  и  безальтернативно вывели нейронаки в передовой  фронт цивилизационных исследований, бросающий вызов самому сложному и загадочному, что всегда привлекало внимание  человека на  протяжении всей  истории  развития  человечества, – к  уму, а  точнее  устройству  и взаимодействию мозга,  разума  и сознания.

Целый  ряд прорывных идей  и технологий,   включая идею “КОГА”  или  принципа связывания  группы  нейронов в  единую  структуру, как  структурную  единицу сознания, а  также  идея “КОГНИТОМ”  или гиперсетевой  принцип соединения отдельных “когов”  в гиперсеть мозга  и сознания, разрабатываемые под  руководством  российских  нейробиологов  К.В. Анохина  и Т.В. Черниговской,  впервые дали совершенно  чёткое и концептуальное понимание мозга,  разума и сознания, как  гиперсетевых систем и процессов.   

При  этом самым парадоксальным  является  то, что  данные  научные  открытия,  которые  по  идее  должны  были  разрушить многие  устаревшие и религиозные  представления  о  природе  ума  и  принципах  взаимодействия мозга  и сознания,  не  только не  умалили  глубин  святоотеческой  духовной  мудрости,  но  даже  подтвердили  многие положения и идеи  святоотеческой  психологии,  как  науки  о душе.

Иными  словами,  подлинным  феноменом  христианской (святоотеческой) психологии можно считать то обстоятельство, что несмотря  на  всю  архаичность святоотеческого учения  о душе, оно не только не противоречит новейшим  исследованиям  в  области  мозга и сознания,  но даже подтверждает их и идёт  параллельно, если не  сказать  опережает  в  отдельных  идеях,  как  бы странно это  не казалось.

В этом феномене многие специалисты, владеющие  христианской  антропологией и психологией,  искренне  заинтересованные в  познании природы сознания  и мозга  усматривают  изначальную методологическую верность  учения  отцов, основанную на истинном и вневременном  духовном  знании, которое ранее просто не могло быть выражено понятиями и категориями современной  науки и в  частности нейронауки.  Сейчас  такая  уникальная возможность  уже  появилась  и многие духовные понятия, категории  и притчи, включая  Евангельские,  находят  отражение  уже  в новейшем нейросетевом  смысле и  аспекте.

В качестве примера приводим несколько  известных евангельских притч  в  свете  новейшего  нейросетевого  понимания.

 1.   Притча  о виноградной  лозе

Многие знают Евангельскую  притчу Иисуса Христа “о виноградной лозе”, в  которой  Он   говорит  о самом  принципе  духовного питания,  как разветвлённой системе Духа  (Бога), которая питает энергией и информацией всё живое и осознающее.   Именно пребывание  в  этой  системе духовного питания,  напоминающей  виноградную лозу,  является  залогом  получения  духовного  “плода”  добродетели,  но …

…не многие осознают, что данный принцип духовного питания очень точно соотносится с  гиперсетью сознания, которая и может вступать во взаимодействие с нейросетью мозга любого живого существа.

 

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают». (Иоан.15:1-6)

Плети  виноградной  лозы  и нейросеть сознания



Как видно из представленной картинки, разветвлённая структура плетей виноградной  лозы  очень  точно передаёт  разветвлённую систему связей в  гиперсети  мозга  и разума.   По существу  гиперсетевая модель наилучшим  образом объясняет сам принцип взаимодействия мозга,  разума и  высшего сознания, как  Духа.

2.    Притча  о закваске

Многие знают притчу Иисуса Христа “о закваске”,  которая  объясняет  сам  принцип  обожения  (достижения  Царства Божьего)  посредством изменения системы мышления  человека и общества  через внесение в  сознание идеи (смысла или  логоса)   спасения души во Христе, но …

…не многие знают о том, что эта притча имеет под собой совершенно чёткую нейрооснову, связанную с изменением  всей системы смыслообразования и направления расширения нейросети сознания в сторону Духа (Бога).

«Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.» (Мф. 13:33)



Из  данной  схемы  не  сложно понять,  что:

  • – Закваска – это слово (проповедь) о спасении души, содержащее глубокий духовный смысл, способный проникать  глубоко  в  душу (гиперсеть сознания)  и порождать  новые духовные  смыслы  (нейросвязи).
  • – Три меры – три силы души (ум, чувства и воля) и три состояния гиперсети сознания (телесное, душевное, духовное) в процессе душевно-духовного роста.
  • – Женщина – душа (гиперсеть сознания), которая приняла в себя духовное слово (смысл), которое стало создавать в душе новые духовные смыслы связи, способствующие духовному росту сознания, по аналогии с поднимающимся тестом.

Объяснение  блаженного Феофилакта Болгарского:

– Закваска – апостолы, которые малым числом способны преобразовать весь мир, подобно тому как от малой закваски вскисает все тесто; проповедь.
– Три меры – три силы души: ум, чувства и воля.
– Жена – душа, которая скрыла проповедь во всех её силах, смешалась с нею, заквасилась и вся святилась от неё. (Толкование на Евангелие от Матфея)

3.    Притча  о крупных рыбах

Многие знают притчу “о 153 крупных рыбах”, пойманных в  рыбацкую  сеть, заброшенную  точно  по указанию Христа, но…

…не многие знают о том, что “сеть” рыболовная является  в  этой  притче  символом   сети сознания, а крупные “рыбы” – символами крупных или базовых системообразующих  духовных  смыслов (логосов), которые и  приводят к  полноте  осознания Бога.

«Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.

Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153).» (Ин. 21;3-11)

                                   

Согласно  схеме, 153 крупных рыбы, пойманных в сеть, заброшенную по указанию Христа, символизируют «мета узлы»  духовных  смыслов (логосов) общей системы заполнения связями  гиперсетевой матрицы сознания, которое последовательно проходит 3 стадии роста (телесную, душевную, духовную).   Т.е. именно 153  ключевых смысла  (логоса) нужно  выстроить в систему “когов” для того, чтобы достичь  полноты  духовного сознания.

Толкование данной  притчи отцами  церкви:

«По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 – сильная вера в Святую Троицу; 10 – любовь или закон заповедей; 7 – благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать – 3 × 3 × (10 + 7) = 153».  (Св. Иоанн Кронштадтский, Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия  пророчеств  Апокалипсиса, Беседа. 4, с 103)

«Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие  своего обилия и в качестве треугольника, есть любомудрие деятельное, естественное и богословское. Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни.».  (Преп. Авва Евагрий Понтийский, Творения, Слово   о молитве, Пролог, с. 3)

4.    Притча  о талантах

 

Многие знают притчу  Иисуса Христа “о талантах”,  как  ценном  духовном  сокровище,  данном  людям  для  приумножения, но…

…далеко не  все знают  о том, какой  сетевой  и когнитивный  смысл  лежит в  основе данной притчи,  говорящей о приросте  конечно  же  не  денег,   а духовных  смыслов  и духовного сознания, как  качества  Духа (Бога).

«…Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два; получивший же один талант пошёл и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.

По возвращении господин призвал к себе рабов и потребовал от них отчёта, как они распорядились со вверенными им деньгами.

Рабов, употребивших деньги в дело, он похвалил, сказав: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Последним подошёл раб, закопавший деньги в землю: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё.

Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.»  (Мф. 25; 14 – 30)



Как видно из  схемы, сетевой смысл данной притчи  состоит в  приумножении ума  и приобретении добродетелей  и даров  духа.  Один  талант,  зарытый в  землю, символизирует страстное  телесное состояние  души,   которая не приобрела  добродетелей  и даров  духа за  жизнь.  Два  таланта  символизируют  более  глубокое  изменение  души  и приобретение качеств добродетели.  Пять талантов символизируют самое  глубокое  изменение  и приращение души  добродетелями и дарами  духа.

Толкование притчи  блаженного Феофилакта Болгарского:

«Рабы Его – те, коим вверено служение слова, как то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни — большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты.»  (Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея)

5.   Притча  о  брачном пире

Многие знают притчу  Иисуса Христа “о брачном пире”,  отражающую  принцип чистоты  души, входящей  в  брачный  чертог  Царя  Небесного, и  отторжение недостойных  душ,  не  имеющих  должной  чистоты,  но…

…не  все  знают  о том, как  данный принцип  проявляется  с  сетевом  аспекте  через  призму  упорядоченности  сети духовного  сознания.

«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.»  (Мф. 22: 6-14)

Состояние  сети  души в  состоянии эгоизма  и святости

   

Как видно из картинки, “брачной  одеждой” души является чистота  и яркость свечения  сети духовного сознания. 

Толкование притчи блаженным  Феофилактом Болгарским:

  • Человек царь — Бог.
  • Брачный пир — пиршество духовное, соединение со Христом.
  • Сын (жених) — Христос.
  • Невеста — Церковь и всякая душа.
  • Рабы, посланные вначале — Моисей и современные ему святые.
  • Званные — евреи, которые не поверили Моисею, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и в дальнейшем не восхотели принять слово Божие и радость духовную.
  • Рабы, посланные второй раз — пророки, такие как Исайя, Иеремия.
  • Тельцы откормленные — Ветхий и Новый Заветы.
  • Рабы, посланные третий раз — апостолы.
  • Званные на распутьях — язычники, ходившие прежде ложными путями.
  • Человек, одетый не в брачную одежду — тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия, обольщающий себя тщетными надеждами получить Царство Небесное и высоко думая о себе.
  • Связывание рук и ног — неспособности души к действию (Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея)

На сегодняшний  день  уже подтверждено, что нейронная  активность  сети сознания  сопровождается светимостью.

Нейронная  активность

В аналогичном нейросетевом  аспекте можно рассматривать практически все  притчи Евангелия,  касающиеся  духовных  аспектов, поскольку большинство  метафор  и притч касаются  именно сетевых процессов  и явлений высших энергийно-информационных порядков.

Вот почему  святоотеческую  психологию  можно   в  полной   мере считать ключом к  пониманию самой   системы   организации  высших когнитивных процессов  и явлений, а парадигму христианской  психологии отражением этих процессов в виде архетипов, притч  и метафор, имеющим под собой глубинный  душевно-духовный  смысл.

По материалам учебного курса  “Теоретические  основы христианской  психологии”  К.В. Яцкевич, 2014 г. Минск.  




Яцкевич Константин