Применение метафорических карт в решении конфликтных ситуаций

Применение метафорических карт в решении конфликтных ситуаций

Мать и сын, ученик начального класса. Проблема: ребята без конца задевают друг друга. Потом жалуются родителям, обвиняя друг друга. К конфликту привлекаются мамы, продолжается противостояние с первого класса. В постоянном напряжении находятся семьи и классный руководитель.

Работаю одновременно с обоими. Сын получает карты «Роботы». Задача: собрать роботов, похожих на него и соперника. Объяснить, почему выбраны именно такие части. Работает самостоятельно.

Работа с матерью

Мать торопливо продолжает объяснять ситуацию. Обвиняет, оправдывает, объясняет, находит новые и новые аргументы.

Предлагаю ей поработать с метафорическими картами «Она». Надо в закрытую выбрать 5 карт, открыть и рассказать, что изображено и как это относится к ее жизни.

Женщина удивленно рассматривает картинку, объясняет:

- Это я защищаю слабого. Я всегда, еще со школы пыталась отстаивать справедливость. Даже когда боялась, что мне отомстят. Главное – справедливость.

- Это мы с сыном. Гуляем на природе, играем. Но я с ним не играю. Он не умеет играть. Всегда нечаянно делает больно. Не чувствует своей силы.

- На этой картинке подружки общаются, а столе лежит вязанье, кот играет клубочком. У меня есть одна подруга, иногда мы с ней разговариваем. А еще я люблю вязать.

- На этой картинке вижу ребенка, его обидели. Я всегда учу сына давать сдачи. Даже  если это девочка. Они должны понять, что получат отпор и больше не полезут.

- Этот рисунок немного напоминает наши вечера. Она читает книжку, он слушает. Мы часто читаем вслух, особенно перед сном. Сыну нравится.

Вот такие картинки были выбраны клиенткой в случайном порядке, в закрытую:

                                         

                               

Начинаем обсуждение картинок и ассоциаций к ним.

Прошу повторить про отпор. Спрашиваю мальчика, что он делает, если его обижают. Отвечает, что бьет в ответ. Спрашиваю мать, помогает ли это прекратить конфликты. Она подтверждает, что нет. Какие же шаги должен сделать сын в таком случае? Совместно приходим к такому выводу. Сначала предупредить противника, затем сообщить учителю, а уже потом применять физическую силу, если ничего больше не помогло. Мальчик повторяет. Обещает соблюдать правило.

Рассматриваем ситуацию с неконтролируемой силой. Мать соглашается, что сын делает больно одноклассникам. Согласовываем общую мысль, что мальчику необходимо заниматься  спортом, лучше в секции борьбы. Это удовлетворит желание помериться силой, но научит соблюдать правила.

Защита справедливости. Спрашиваю, сколько лет ее сыну и сколько он весит. Выясняем, что мальчик старше и сильнее одноклассников. Мать соглашается, что в большинстве случаев он способен сам себя защитить. А ей можно, наконец, заняться своими делами, любимым хобби и жизнью.

Работа с ребенком

Мальчик демонстрирует изображения роботов, которые он составил из разных частей. Объясняет, что его робот показывает всем язык, потому что любит дразниться. Робот соперника улыбается, потому что он веселый и смешной. А ног у него много, потому что он быстро бегает. И, вообще, им нравится гоняться друг за другом.

Согласен, что лучше не беспокоить маму в ситуациях, когда может сам разобраться и помириться с друзьями.

Мать с сыном попрощались в хорошем настроении, пообещали обращаться за помощью при необходимости.








Что интересного на портале?