В своей прошлой статье я начала обсуждение темы контрзависимости, как обратной стороны созависимости. В ней я описывала человека с контрзависимыми чертами и приводила основные отличия созависимой и контрзависимой личности: https://www.b17.ru/article/60144/ .
В этой статье, как и планировала, я напишу о причинах развития контрзависимости.
Описывая причины развития контрзависимости стоит вспомнить Эволюционный подход в основе развития созависимости, о нем шла речь в одной из моих прошлых статей: https://www.b17.ru/article/56720/ .
Причины контрзависимости уходят корнями в неспособность человека завершить процесс привязанности и отделения, который происходит в норме до трех лет.
Когда процессы привязанности и отделения не завершаются своевременно, они продолжают влиять на дальнейшее развитие человека. Так эти незавершенные процессы переходят из детства в подростковый возраст, юность и затем уже во взрослую жизнь. Все это время человек пытается завершить эти процессы.
В результате их незавершения развиваются зависимости, возникают проблемы с интимностью и близостью, развитие конфликтов и отношений, не приносящих удовлетворения.
Остановлюсь подробнее на описании важности процессов привязанности и отделения.
До трех лет ребенку важно завершить эти два процесса.
Привязанность к маме, папе и другим людям развивается с рождения и именно она позволяет ощущать ребенку первичное доверие и безопасность.
Для ее формирования необходимы частый физический контакт, ласка и поддержка, ласковый и ободряющий голос. С их помощью ребенок понимает и в дальнейшем знает, что его любят именно таким, что он желанный и любимый для своих родных.
Именно наличие привязанности позволяет ребенку в дальнейшем начать постепенно отделяться от родителей без риска и опасения. Связь с родителями, их наблюдение и поддержка, позволяют ребенку отделяться и становиться независимым. В идеале ребенок отделяется от родителей эмоционально и становится независимым к возрасту три года.
Процесс отделения и приобретение ребенком индивидуальности позволяет ему чувствовать себя уверенным в себе отдельно от родителей и опираться на собственные ресурсы при принятии решений.
Этот процесс носит название психологическое рождение.
При прохождении процесса психологического рождения у ребенка развивается осознание собственного «Я», он может брать ответственность за свои поступки, сотрудничать с другими людьми, справляться с разочарованием, выражать свои чувства.
Но, если процесс нарушается, развиваются черты контрзависимости или созависимости.
Что же может нарушать этот процесс?
- Травма, связанная с развитием, выражающаяся в недостатке или отсутствии эмоциональной настроенности родителей.
- Переживание травмы (эмоциональной, физической, духовной или сексуальной).
Эмоциональное воздействие- лишение любви, грубость, недостаток уважения ребенка и его нужд, недостаток понимания ребенка, чрезмерный контроль над ребенком.
Также оказывает влияние и внешнее воздействие - наличие грубого отношения к другим людям на глазах у ребенка, депрессия матери, развод родителей, наличие зависимостей у близких людей (их можно отнести к скрытым детским травмам).
Физическое воздействие – физическое наказание (шлепки, тумаки, битье ремнем, другие удары рукой или каким-либо предметом, после которых остаются следы (синяки и др.).
Сексуальное воздействие
Травмы, связанные с насилием способствуют развитию контрзависимого поведения.
- Отчуждение или пренебрежение эмоциональное и духовное - родитель физически присутствует, а эмоционально отсутствует; родитель не поддерживает потребность ребенка в прикосновениях, объятиях, утешении),
физическое - отсутствие отношений и их недостаток.
Отчуждение и пренебрежение способствует развитию созависимого поведения.
В результате влияния этих факторов ребенок привыкает к изоляции и безучастности, что в будущем влияет на способность человека к развитию близких отношений.
Насилие со стороны людей, которым ребенок доверял, приводит к тому, что в будущем он будет бояться, что другие люди так же будут плохо с ним обращаться. Это не позволяет ему сближаться с другими людьми. Он строит «стены», защищаясь с их помощью от переживаний, вызванных детской травмой.
Человек может даже не помнить самой травмы, но она будет вновь и вновь появляться в его отношениях с другими людьми.
Если ребенок получил одновременна два вида травм, то став взрослым, у него разовьются как контрзависимые, так и созависимые черты, которые будут развиваться в определенных условиях.
Возможно ли избавиться от контрзависимой модели поведения, а вместе с ней от проблем, связанных с близостью?
Возможно, но этот путь не быстрый и требующий определенных усилий. В моих следующих статьях я продолжу писать о контрзависимости и опишу различные упражнения для самостоятельного выполнения.
Важно найти связь своих настоящих взрослых проблем и обращением в детстве. Проработать детские травмы и травмы, связанные с развитием. Это Вы сможете сделать в процессе психотерапии.
Если у Вас отмечаются контрзависимые или зависимые черты, которые мешают Вам строить здоровые отношения, вы можете найти для себя психотерапевта уже сейчас.