Причины контрзависимости.

В своей прошлой статье я начала обсуждение темы контрзависимости, как обратной стороны созависимости. В ней я описывала человека с контрзависимыми чертами и приводила основные отличия созависимой и контрзависимой личности: https://www.b17.ru/article/60144/ .

В этой статье, как и планировала, я напишу о причинах развития контрзависимости.

Описывая причины развития контрзависимости стоит вспомнить Эволюционный подход в основе развития созависимости, о нем шла речь в одной из моих прошлых статей: https://www.b17.ru/article/56720/ .

Причины контрзависимости уходят корнями в неспособность человека завершить процесс привязанности и отделения, который происходит в норме до трех лет.

 

Когда процессы привязанности и отделения не завершаются своевременно, они продолжают влиять на дальнейшее развитие человека. Так эти незавершенные процессы переходят из детства в подростковый возраст, юность и затем уже во взрослую жизнь. Все это время человек пытается завершить эти процессы.

В результате их незавершения развиваются зависимости, возникают проблемы с интимностью и близостью, развитие конфликтов и отношений, не приносящих удовлетворения.

Остановлюсь подробнее на описании важности процессов привязанности и отделения.

До трех лет ребенку важно завершить эти два процесса.

Привязанность к маме, папе и другим людям развивается с рождения и именно она позволяет ощущать ребенку первичное доверие и безопасность.

 

Для ее формирования необходимы частый физический контакт, ласка и поддержка, ласковый и ободряющий голос. С их помощью ребенок понимает и в дальнейшем знает, что его любят именно таким, что он желанный и любимый для своих родных.

Именно наличие привязанности позволяет ребенку в дальнейшем начать постепенно отделяться от родителей без риска и опасения. Связь с родителями, их наблюдение и поддержка, позволяют ребенку отделяться и становиться независимым. В идеале ребенок отделяется от родителей эмоционально и становится независимым к возрасту три года.

 

Процесс отделения и приобретение ребенком индивидуальности позволяет ему чувствовать себя уверенным в себе отдельно от родителей и  опираться на собственные ресурсы при принятии решений.

Этот процесс носит название психологическое рождение.

При прохождении процесса психологического рождения у ребенка развивается осознание собственного «Я», он может брать ответственность за свои поступки, сотрудничать с другими людьми, справляться с разочарованием, выражать свои чувства.

Но, если процесс нарушается, развиваются черты контрзависимости или созависимости.

 

Что же может нарушать этот процесс?

  • Травма, связанная с развитием, выражающаяся в недостатке или отсутствии эмоциональной настроенности родителей.
  • Переживание травмы (эмоциональной, физической, духовной или сексуальной).

Эмоциональное воздействие- лишение любви, грубость, недостаток уважения ребенка и его нужд, недостаток понимания ребенка, чрезмерный контроль над ребенком.

Также оказывает влияние и внешнее воздействие - наличие грубого отношения к другим людям на глазах у ребенка, депрессия матери, развод родителей, наличие зависимостей у близких людей (их можно отнести к скрытым детским травмам).

Физическое воздействие – физическое наказание (шлепки, тумаки, битье ремнем, другие удары рукой или каким-либо предметом, после которых остаются следы (синяки и др.).

Сексуальное воздействие

Травмы, связанные с насилием способствуют развитию контрзависимого поведения.

 

  • Отчуждение или пренебрежение эмоциональное и духовное - родитель физически присутствует, а эмоционально отсутствует; родитель не поддерживает потребность ребенка в прикосновениях, объятиях, утешении),

 физическое - отсутствие отношений и их недостаток.

Отчуждение и пренебрежение способствует развитию созависимого поведения.

В результате влияния этих факторов ребенок привыкает к изоляции и безучастности, что в будущем влияет на способность человека к развитию близких отношений.

Насилие со стороны людей, которым ребенок доверял, приводит к тому, что в будущем он будет бояться, что другие люди так же будут плохо с ним обращаться. Это не позволяет ему сближаться с другими людьми. Он строит «стены», защищаясь с их помощью от переживаний, вызванных детской травмой.

Человек может даже не помнить самой травмы, но она будет вновь и вновь появляться в его отношениях с другими людьми.

 

 Если ребенок получил одновременна два вида травм, то став взрослым, у него разовьются как контрзависимые, так и созависимые черты, которые будут развиваться в определенных условиях.

 Возможно ли избавиться от контрзависимой модели поведения, а вместе с ней от проблем, связанных с близостью?

Возможно, но этот путь не быстрый и требующий определенных усилий. В моих следующих статьях я продолжу писать о контрзависимости и опишу различные упражнения для самостоятельного выполнения.

Важно найти связь своих настоящих взрослых проблем и обращением в детстве. Проработать детские травмы и травмы, связанные с развитием. Это Вы сможете сделать в процессе психотерапии.

Если у Вас отмечаются контрзависимые или зависимые черты, которые мешают Вам строить здоровые отношения, вы можете найти для себя психотерапевта уже сейчас.

 

С этой статьей рекомендую к прочтению статью: Детская психологическая травма https://www.b17.ru/article/59589/ , а также подписаться к новым статьям: http://www.b17.ru/articles/nazarova_k/

 

 








Что интересного на портале?