Превозмогая боль (о терапевтической концепции фильма "Шестое чувство")

Помните один из самых классных фильмов, посвященных психологоическим проблемам? "Шестое чувство" с потрясающим Брюсом Уиллисом и не менее удивительным чудо-ребенком Хэйли Джоэл Осмент?

С одной стороны, это мистический триллер, представляющее собой посмертное мытарство души известного и успешного психотерапевта после жестокой расправы над ним  бывшим пациентом-психопатом. С другой стороны, это вполне адекватный фильм,  показывающий изнанку психологической и психотерапевтической работы с весьма глубоким смыслом и  важным напутствием. 



Итак, тонкого,  ранимого девятилетнего мальчика Коула Сиэра беспокоят в буквальном смысле покойники. Ему мерещатся они в самых нелицеприятных образах. Но проблема вся в том, что малыш не может без помощи доктора преодолеть свой страх. Видения мешают ему. В школьном коллективе он изгой, отверженный, объект насмешек. К тому же состояние его обострилось из-за развода родителей.

Ребенок  страдает. В фильме за мистической оболочкой скрываются глубокие травмы юной души. Так,  с первых кадров, повествующих о жизни ребенка, мы видим мальчика, выходящего из дома в непомерно больших очках (как выясняется, это очки со снятыми диоптриями, принадлежащие его отцу, оставившему семью). 

Душещипательная история, снабженная сценами пренебрежения, страха и отчаяния маленького мальчика, совершенно непостижимых для столь раннего возраста действий, направленных на формирование "желаемого",  во многом обладает терапевтическом и супервизорским эффектом.



Так, пытаясь выглядеть как "обычный" ребенок, Коул договаривается с одноклассником, презирающим его, что тот разыграет под окнами квартиры, ради маминого спокойствия, "дружелюбную" сцену. Одноклассник корыстно и цинично исполняет задуманное Коулом. Однако попытки влиться в коллектив, стать его частью встречают массу препятствий, травмирующих психику ребенка.

Собственно потребность быть принятым коллективом проистекает из-за желания мальчика казаться "нормальным", то есть из-за желания соответствовать, в первую очередь,  для своей мамы, которая обеспокоена состоянием здоровья своего ребенка.

Гиперопека, о которой мы все многократно говорим, особенно в неполных семьях между матерью и подрастающим сыном, в основе своей невротична. Нередко наблюдается стремление одинокой матери подвести своего ребенка к состоянию "нормальности", стандартности. И в жизни очень часто встречается именно не принятие ребенка с какими-либо особенностями развития, а желание "лечить", чтобы "избавиться" от какого-то "не такого" мировидения ребенка.

Мир фантазий ребенка часто подвергается жесточайшей форматизации, что влечет за собой обострения состояния психики ребенка и нарушения контакта с матерью. В фильме же показан положительный сценарий развития отношений между матерью принимающей и ее особым ребенком (с помощью грамотного специалиста, правда).
Линия Психолог (Спаситель) - Ребенок (Жертва) также можно рассмотреть как методические рекомендации к терапии, о которых в реальной жизни многие наши коллеги, к сожалению,  забывают. 

Сталкиваясь с реально сложным клиническим случаем, проходя через сомнения в собственной компетенции и значимости, мы видим, как тщательно изучает терапевт состояние своего юного подопечного и самоотверженно помогает ему, являя собой пример гуманизма и мастерства. 

Каким образом происходит исцеление (или скорее, спасение) ребенка?

Хрупкий тонкий внутренний мир ребенка остается неприкосновенной ценностью как для него самого, так и для окружающих его близких.

Беспокоящие ребенка фантазии-видения получают целеполагание. "Зачем призраки к тебе приходят?" И ребенок понимает, что им нужна помощь. В нашем сознании "беспокоящие призраки" можно рассматривать как собственные проекции, страхи, травмы, от которых мы убегаем,  опасаясь боли и эмоциональной остроты. Тем не менее, встреча с "призраками" - это своего рода инициации,  помогающая Ребенку обрести Зрелость.

Преодолевая страхи, Ребенок становится Взрослым. Взрослая субличность принимает ответственные решения, помогает в решении сложных жизненных вопросов и постепенно исцеляется, становясь частью коллектива и социума.

Преодолевается внутриличностный конфликт, налаживаются отношения с матерью, которая принимает его. Здесь же выступает величайшей ценностью взаимное доверие и взаимопонимание, которых так порой не хватает в нашей жизни.



Надежда Архангельская