Помните один из самых классных фильмов, посвященных психологоическим проблемам? "Шестое чувство" с потрясающим Брюсом Уиллисом и не менее удивительным чудо-ребенком Хэйли Джоэл Осмент?
Итак, тонкого, ранимого девятилетнего мальчика Коула Сиэра беспокоят в буквальном смысле покойники. Ему мерещатся они в самых нелицеприятных образах. Но проблема вся в том, что малыш не может без помощи доктора преодолеть свой страх. Видения мешают ему. В школьном коллективе он изгой, отверженный, объект насмешек. К тому же состояние его обострилось из-за развода родителей.
Ребенок страдает. В фильме за мистической оболочкой скрываются глубокие травмы юной души. Так, с первых кадров, повествующих о жизни ребенка, мы видим мальчика, выходящего из дома в непомерно больших очках (как выясняется, это очки со снятыми диоптриями, принадлежащие его отцу, оставившему семью).
Душещипательная история, снабженная сценами пренебрежения, страха и отчаяния маленького мальчика, совершенно непостижимых для столь раннего возраста действий, направленных на формирование "желаемого", во многом обладает терапевтическом и супервизорским эффектом.
Так, пытаясь выглядеть как "обычный" ребенок, Коул договаривается с одноклассником, презирающим его, что тот разыграет под окнами квартиры, ради маминого спокойствия, "дружелюбную" сцену. Одноклассник корыстно и цинично исполняет задуманное Коулом. Однако попытки влиться в коллектив, стать его частью встречают массу препятствий, травмирующих психику ребенка.
Собственно потребность быть принятым коллективом проистекает из-за желания мальчика казаться "нормальным", то есть из-за желания соответствовать, в первую очередь, для своей мамы, которая обеспокоена состоянием здоровья своего ребенка.
Гиперопека, о которой мы все многократно говорим, особенно в неполных семьях между матерью и подрастающим сыном, в основе своей невротична. Нередко наблюдается стремление одинокой матери подвести своего ребенка к состоянию "нормальности", стандартности. И в жизни очень часто встречается именно не принятие ребенка с какими-либо особенностями развития, а желание "лечить", чтобы "избавиться" от какого-то "не такого" мировидения ребенка.
Сталкиваясь с реально сложным клиническим случаем, проходя через сомнения в собственной компетенции и значимости, мы видим, как тщательно изучает терапевт состояние своего юного подопечного и самоотверженно помогает ему, являя собой пример гуманизма и мастерства.
Каким образом происходит исцеление (или скорее, спасение) ребенка?
Хрупкий тонкий внутренний мир ребенка остается неприкосновенной ценностью как для него самого, так и для окружающих его близких.
Преодолевая страхи, Ребенок становится Взрослым. Взрослая субличность принимает ответственные решения, помогает в решении сложных жизненных вопросов и постепенно исцеляется, становясь частью коллектива и социума.
Преодолевается внутриличностный конфликт, налаживаются отношения с матерью, которая принимает его. Здесь же выступает величайшей ценностью взаимное доверие и взаимопонимание, которых так порой не хватает в нашей жизни.