Представление о вере и религии у подростков и студентов

Авторы статьи:Самыкина Наталья Юрьевна, Строганова Елена Юрьевна

Взросление личности – это непрерывный процесс, предпосылки которого закладываются еще в раннем детстве. Родительское отношение к ребенку, включение его в решение бытовых вопросов, распределение внимания родителей между ним и другими членами семьи, обучение спонтанному и намеренному выражению эмоций, формирование установок на сотрудничество и соперничество – вот небольшой перечень тех характеристик, которые закладывают основу для дальнейшего процесса взросления ребенка. Постепенно на взросление начинают влиять и другие социальные группы и институты, и семья вынуждена решать задачу распределения ответственности за воспитание ребенка с образовательными учреждениями, досуговыми центрами, социальными службами и т.д. Таким образом, к подростковому возрасту ребенок подходит с базовыми представлениями о правилах общения, об особенностях взаимодействия с людьми различных возрастов и статусов, со своим пониманием мира и себя. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым  весьма проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое.[2] 

Взросление, которое становится наиболее содержательно наполненным именно в подростковом возрасте (и остается таковым вплоть до ранней зрелости), представляет собой процесс решения задач, который субъективно переживается как процесс выстраивания отношений с предметным и непредметным миром. Наши исследования (С.В.Березин, К.С.Лисецкий, Е.В.Литягина, Н.Ю.Самыкина) позволили сформулировать следующие задачи:

  • организмическое принятие подростком своего имени, внешности, тела;
  • развитие способностей к преодолению мотивационных и ценностных противоречий, способность переживать ситуацию неопределенности;
  • построение приемлемых отношений со сверстниками любого пола;
  • достижение эмоционального равенства (психологической независимости) во взаимоотношениях с родителями и другими значимыми взрослыми;
  • Выстраивание отношений со временем (прошлое-настоящее-будущее, понимание категорий Смерть, Жизнь, Бог, Абсолют и т.д.).

Последняя из перечисленных задач касается экзистенциальной сферы жизни личности и связана с формированием индивидуальной системы отношений к себе как части всеобщего.

Именно в этот период у подростков начинают формироваться, а точнее, личностно усваиваться, такие понятия как религия, вера. По мнению Р.М.Грановской, «религиозная вера - универсальный феномен. Она предполагает следующие основные свойства: полагать свое сердце на Бога, доверять, почитать, любить, одобрять и стремиться к нравственности. «Доверять» акцентирует способность человека признавать религиозную истину, несмотря на отсутствие доказательств и все доводы рассудка. В своей первоначальной форме вера есть чувство. Вера уходит в глубину психики и не может существовать без чувственной окраски, что существенно отличает веру от знания».[1]

Религия, продолжает Р.М.Грановская, «остается живой силой в современном обществе, так как отвечает важной социальной потребности – обеспечению солидарности в обществе и его целостности».

В структуре религиозного влияния Р.М.Грановская выделяет три составляющие. В интеллектуальный аспект она включает догму как результирующую. Аффективный, чувственный аспект, представляет любовь, которая выражается в культе. Практический аспект - это традиционный жизненный уклад. «Если культ через обряды и ритуалы упорядочивает чувства, то традиционный уклад жизни – личное и общественное поведение верующих».[1]

Анализ клиентских случаев показал, что в подростковом и старшем подростковом возрасте дети в большей степени обеспокоены вопросами установления «порядка жизни», распределения ответственности между собой и миром за события, которые, по их мнению, происходят намеренно или случайно. Так, формируются категоричные  убеждения о предрешенности жизненных событий и неспособности как-либо на них влиять. В то же время, как отмечает В.А.Петровский, в процессе развития у ребенка появляется потребность в саморегламентации, т.е. установлении им своих собственных правил, норм, ограничений и запретов. Эти две установки – на подчинение внешнему порядку и на выработку собственных правил – составляют конфликтную основу подросткового возраста. Такая диалектика распространяется и на другие задачи, обозначенные выше. Как и в случае с другими задачами, постепенное выстраивание индивидуального видения веры и религии происходит в процессе различных экспериментов. Так, например, в подростковом возрасте дети увлекаются различными гаданиями, придумыванием и передачей ритуалов, «вызыванием духов» и поиском «очевидного-невероятного» в своей жизни.

Однако в контексте формирования религиозного самосознания подростка значимым представляется тот факт, что поиск смысла существования и оснований для веры может носить как адаптивный, так и дезадаптивный характер. В частности, включение подростков в различные субкультурные группы, психокульты и секты происходит, в том числе, за счет предложения им готовых ответов на экзистенциальные вопросы, решить которые собственными ресурсами они не всегда способны. Опыт консультирования таких подростков и студентов показывает, что они воспитывались в семьях, где отношение к религии было либо активно отвергающим (обесценивающим), либо диффузным, т.е. смешанным и непостоянным. В результате у подростка формировалось ошибочное или неполное представление о вере, религии и нормах поведения, что, в свою очередь, сказывалось на снижении чувства безопасности и актуализации потребности в группировании и обретении «смысла» как способа регуляции своим состоянием и поведением. Этот «смысл» и предлагали различные деструктивные организации, психокульты или субкультуры, основанные на фанатизме. Ситуация осложняется тем, что современное поколение подростков и студентов – эти дети тех, кто воспитывался в нерелигиозных традициях, и во многих семьях формирование отношения к религии происходило одновременно у взрослых и детей. И если в других сферах мнение или отношение взрослого могло сыграть формирующую роль, то в отношении религии и веры такое влияние было затруднительным.

Для изучения различий в представлениях о вере и религии был проведен опрос подростков и студентов. Выбор таких групп не случаен: как уже было показано выше, в период взросления происходит определение человеком своей «стратегии жизни», где экзистенциальные переживания становятся основополагающими. К одной из экзистенциальных тем, по мнению И.Ялома, относится «смысл», которая в индивидуальной истории может переживаться через вопросы веры.

В опросе приняли участие подростки и студенты (общее количество – 64 человека, подростков – 21 человек, студентов – 43 человека). Прежде всего, стоит отметить, что отношение у респондентов к опросу было позитивным, но осторожным, особенно у студентов. В частности, студентов интересовала анонимность результатов, цель исследования и то, как можно для себя объяснить результаты. Несколько респондентов отказались участвовать в опросе, т.к. назвали тему опроса очень личной, а себя – не готовыми обсуждать подобные темы.

Анализ результатов показал, что у подростков нет четко сформированных отличий между понятиями «вера» и «религия». Ответы носили общий описательный характер такой понятийной категории как «Бог, руководящий миром, который сам же и создал». В тоже время под понятиями  религия и вера подростки понимают «схему устройства мира», а также «способ показать себя с лучшей стороны перед Богом».  Вероятно, это связано с эволюцией мыслительных операций от конкретных к абстрактным, и пока еще неготовности оперировать абстрактными категориями. Во многом, это является показателем «невзрослого» мышления, что, впрочем, действительно характерно для подросткового возраста.

Ответы студентов и взрослых людей, в большинстве своем, носили формальный характер, особенно в вопросах, касающихся темы религии. При этом, в отличие, от ответов подростков, «вера» понимается как индивидуальное переживание и очень личная тема, а «религия» - как общественная форма социальных взаимодействий. Часть ответов имела явно негативную эмоциональную окраску, а ассоциации были связаны с воздействием, догмой, зависимостью, подавлением и влиянием государства. Видимо, тенденции последних лет, когда религиозные институты/организации тесно взаимодействуют с государством, а вопросы, связанные с религией и верой, решаются на уровне государственных, у людей в качестве защитной реакции формируется реакция непринятия и агрессии. Так, встречались ответы, где религия называлась «манипуляцией», «формой подавления», «инструментом управления» и т.д. Особенно это касается православных организаций, в то время как, например, иудейские организации вызывают у людей эмоции доверия, принятия, уважения и т.д.

Ассоциации опрошенных подростков со словами «религия» и «вера» напрямую связаны с религиями, к которым они принадлежат и достаточно конкретно носят «религиозный характер». При этом интересным является тот факт, что среди студенческой (взрослой) выборки были люди, которые называли себя атеистами или неверующими людьми. Подростки однозначно относили себя к той или иной религии (в основном, православие или иудаизм).

Ассоциации взрослых со словами  «религия» и «вера» различны. Со словом «религия» больше негативных ассоциаций, таких как «самообман», «опиум», «сбор», «управление», «средневековье» и т. п. Ассоциации со словом «вера» эмоционально ярче, позитивнее. В них встречаются слова « Бог», «надежда», «разум», «сердце», «уверенность», «чистота» и т.п. Возможно эта разница связана с тем, что в России много людей, которые называют себя верующими, но не религиозными. Также это может быть связано с ограничениями, которые налагает православная церковь на прихожан или тем или иным негативным опытом посещения религиозных заведений.

В то же время и взрослых, и детей объединяют ответы на вопрос о том, когда люди обращаются к вере. И те, и другие обозначили ситуации испытаний, неспособности сделать что-то, утраты, неопределенности и высокой значимости последствий.

Сейчас в школах активно внедряются уроки, на которых идет знакомство с основами религии. Однако организация таких уроков на местах иногда превращается в активную пропаганду одной, так называемой, «ведущей» религии – православия, при неуважительном отношении к представителям других религий или атеистам. Либо же родители, по настоянию администрации, выбирают предмет «Основы светской этики», и тема религии и веры остается «за кадром». И тот, и другой подход не может быть признан конструктивным. В мире, где максимум коммуникации становится основой благополучия, враждебность к «чужим» верованиям должна быть преобразована в уважение, принятие и внимание к другим не как к конкурентной группе, а как к альтернативной, имеющей право на существование. Иначе общественная напряженность и дезорганизация может быть усвоена подростками и юношами в индивидуальном опыте, что впоследствии составит основу для возникновения внутренних конфликтов и психологических проблем уже во взрослом возрасте.

 

Литература.

  1. Грановская Р.М. Психология веры. 2-е изд.,перераб.-СПб.:Питер,2010.
  2. Мацумото Д. Психология и культура СПб.: Питер, 1-е издание, 2003 год
  3. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. Перевод Т.С.Драбкиной. Irvin D. Yalom. Existential Psychotherapy. N.Y.: "Basic Books", 1980 . М.: "Класс", 1999

 

2015-10-24
Статья выложена в ознакомительных целях. Все права на текст принадлежат ресурсу и/или автору (B17 B17)

Что интересного на портале?