Современный ритм жизни, огромное количество информационных потоков, стрессогенная атмосфера окружающей среды, предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться в новых более жестких условиях и стимулирует к большей активности самого пациента в процессе решения психологических проблем, к развитию осознанности эмоциональных состояний и поведения.
Когнитивная психотерапия — одно из наиболее развитых направлений современной психотерапии. Она является комплексным подходом, направленным на коррекцию мышления человека с целью преодоления эмоциональных и поведенческих проблем. В отличие от традиционных школ по изучению и лечению эмоциональных нарушений, усилия, которых были всецело обращены к безсознательному, как к скрытому источнику терзаний, над которым человек был не властен, когнитивная терапия видит ключ к решению психологических проблем в сознании пациентов. Она отводит сознательным понятиям, мыслям, фантазиям и когнициям важную роль источника психологического растройства пациента. Центральную роль когнитивные терапевты относят переработке информации — мышлению или когнитивным схемам. То, как люди воспринимают события, интерпретируют их, осмысляют — тесно связано с их эмоциональным аспектом и поведением.
Основоположником данного направления является Аарон Бэк. В своих работах он описал прямую взаимосвязь между мыслительными процессами и поведением человека, и как в следствие искаженного мышления могут наступать депрессивные состояния, фиксирующие мыслительные процессы человека на неудаче, на невозможности преодоления сложной ситуации и и на других когнитивных тенденциях видения себя в негативном свете.
Основные когнитивные искажения (аллогизмы).
Первоначально их описал Бек как относящиеся к депрессивным расстройствам. Они есть у всех, но у пациентов с эмоциональными расстройствами количество таких искажений больше.
Первое когнитивное искажение — произвольное умозаключение — когда делают выводы при отсутствии фактов или явной противоположности им. Эти явления имеют эмоциональную природу, они не связаны с интеллектуальным уровнем.
Поляризованное мышление – дихотомическое, без градуальности («чёрно-белое», «прекрасно-ужасное»).
Персонализация — это отнесение к собственной личности нейтрального материала. Персонализация корнями уходит в эгоцентрическую стадию развития интеллекта, когда ребенок принципиально не способен к децентрации и не может воспринимать события, явления и других людей из внешнего мира в отрыве от себя. Он ко всему причастен, со всем соотнесен. Персонализация бывает разной – иногда мы трактуем чьи-то поступки, как признаки какого-то негативного отношения к нам. Еще один вид персонализации – сравнение: чужое достоинство — признак моей несостоятельности. Сравнение способно оглуплять и парализовать. Самое полезное — сравнивать себя с самим собой — что я мог вчера и что я могу сегодня.
Негативное селектирование и сверхобобщение — часто ходят вместе. Негативное селектирование —извлечение из ситуаций только негативного смысла. Депрессивный пациент, рассматривая свою жизнь, может видеть только тяжелые, мрачные, негативные обстоятельства, и совсем не видеть никаких ресурсных, светлых, позитивных сторон. Сверхобобщение — склонность выносить глобальные, абсолютистские суждения на основе единичных факторов.
Преувеличение и преуменьшение — важность одних обстоятельств преувеличивается, других — преуменьшается. Например, когда такие пациенты объясняют причины какой-либо жизненной удачи, они преуменьшают вклад собственного мастерства, собственных знаний, умений и навыков. И атрибутируют причину удачи внешним, случайным, временным факторам. Везение, люди хорошо отнеслись, и т.д. Неудачу депрессивные пациенты атрибутируют глобальным и стабильным факторам: «Я вообще мало состоятельный, я плохой профессионал, я некомпетентный, я невезучий» и т.д. Глобальные и стабильные факторы. А роль внешних факторов резко преуменьшается.
Катастрофизация — из всех негативных сценариев выбирается наихудший. Если я заболею, то раком, СПИДом, шизофренией. Если у меня психическое расстройство, то это непременно шизофрения. Негативное предсказание — смягченный вариант катастрофизации — я не смогу, ничего не получится. Тупиковое мышление: «за что бы я ни взялся все ничего не выйдет, все мои усилия окажутся неэффективными».
Эмоциональное рассуждение — если я боюсь — это обязательно будет (чувствую, что ко мне плохо относятся, боюсь заразиться — значит заражусь). Пациенты с тревожными расстройствами путают мысль, чувство и факт.
В настоящее время когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy)распространена во всем мире: Англии, Германии, Франции, Швеции и т. д. В Америке есть несколько учебных и исследовательских центров. Один из самых крупных – это институт когнитивной терапии и исследований Бэка, которым руководит сейчас дочь А. Бэка Джудит Бэк.
КПТ практикуется в 3-х форматах — индивидуальном, семейном и групповом, практикуется с подростками, взрослыми, с семейными парами.
Расстройства, с которыми работает когнитивная терапия.
1. Все виды депрессивных расстройств.
2. Чередование депрессий и маний (биполярные расстройства).
3. Все виды тревожных расстройств:
- генерализация;
- социальная фобия;
- посттравматические стрессовые расстройства;
4. Нарушение пищевого поведения: булемия; анорексия.
5. Соматоформные расстройства – без органической патологии, а только функционального характера.
6. Личностные расстройства (психопатии, стойкие личностные расстройства, аномалии характера)
7. Психологические трудности, испытываемые здоровыми людьми, людьми, входящими в группу риска.
Цели когнитивной терапии:
- Уменьшение/устранение симптомов расстройства;
- Снижение вероятности возникновения рецидива;
- Повышение эффективности фармакотерапии;
- Решение психосоциальных проблем (как следствия или причины появления психического расстройства);
- Коррекция ошибочных умозаключений и изменение убеждений, приводящих к дисфункциональному поведению и служащих возникновению и развитию паталогии;
Особенности проведения когнитивной терапии:
Когнитивная терапия - это творческий структурированный процесс, включающий в себя элементы эксперимента и тренировки пациента в ментальном и поведенческом планах. В качестве тренера-гида выступает психотерапевт. Помимо индивидуальных консультаций, в программе присутствуют домашние задания, проработка которых является обязательным и необходимым условием для успешной психотерапии. Результатом обучения становится овладение следующими операциями:
- Умение обнаруживать свои негативные автоматические мысли.
- Возможность находить связь между знаниями, аффектами и поведением.
- Умение приводить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей.
- Способность подыскивать более реалистичные интерпретации для них.
- Умение выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.
- Умение эффективно регулировать свое эмоциональное состояние.
Преимущества когнитивной терапии:
- высокая эффективность этого подхода доказана исследованиями, которые показывают, что существуют примерно равные возможности у КПТ и фармакологии;
- богатые возможности интеграции (можно использовать идеи других подходов);
Когнитивно-поведенческий подход относится к так называемым научно- обоснованным подходам в психотерапии.
Чтобы быть признанным в качестве научно обоснованного, любой психотерапевтический подход должен соответствовать следующим научным требованиям:
- Содержать теорию нормального развития, теорию патологии и теорию психических расстройств.
- Должны быть проведены контролируемые эмпирические исследования, которые подтверждают теорию.
- Подход должен включать набор психотерапевтических стратегий и методов— цели, этапы, мишени и т.д., органически связанных с теорией. Все, что предпринимает терапевт, связано с видением клиента в свете данной теории.
- Еще один критерий – должны быть проведены контролируемые исследования эффективности терапии. Здравоохранение развитых стран опирается на эти исследования, особенно в тех странах, где здравоохранение оплачивает психотерапевтический сервис.
- Обязательно наличие организационно-этического кодекса.
Основные этические правила:
1). Конфиденциальность, т.е. те сведения, которые терапевт получил в ходе консультации, не могут быть использованы каким-то образом вне ее.
2). Для работы с клиентом необходим самостоятельный запрос со стороны клиента, какая-то готовность к сотрудничеству, которую мы будем определять в ходе первичного интервью.
3). Психолог должен действовать в границах своей компетентности. Психолог не врач и не юрист.
4). Правило временной рамки — помогает людям обрести ощущение стабильности, доверия, надежности терапевтического контакта. Ставя рамки, терапевт позволяет пациентам устанавливать границы, учит их с уважением относиться к границам других людей.
5). Недопустимость двойственных ролей. Согласно этому правилу терапевт никогда не лечит друзей, знакомых и родственников. Это правило предполагает, что он взаимодействует с клиентом в четко заданных ролях. В дружеских отношениях будет сложнее проявлять конфронтацию. Пациент, придя к терапевту, с которым у него есть общий знакомый, в последующем может стыдиться какого-то своего поведения, мыслей и т.д. — и в результате терапия не удается.
6). Количество сеансов. Когнитивная терапия относится к виду терапий с закрытым концом. Как правило, это 15-25 сеансов, но в зависимости от диагноза может быть и более длительной.