Подчинённый-начальник. Инструкция по применению

В минувший вторник мы «разбирали» проблемы, с которыми сталкиваемся в отношениях начальник-подчинённый. Экспертом выступила Вероника Меркулова, клинический психолог Центра Практической Психологии и Психотерапии "Вершина".

Нужно понимать, что отношения начальник - подчиненный это те же самые межличностные отношения.  Следовательно, чтобы искать подход к начальнику или подчинённому, нужно искать подход, прежде всего, к человеку. И универсального совета здесь нет. Давайте разбирать ситуации.

Ситуация первая. «Начальник требует с меня слишком много. Переработки и работа в выходные нормальное явление, и меня такое не устраивает».

Изначально стоит самому для себя честно ответить на вопрос «что я здесь делаю?» Можно даже составить список, где подробно описываются все действия и достижения, если таковые имеются. Далее следует решить, что включает в себя работа помимо служебных обязанностей, это ведь и отношения, и атмосфера. Скорее всего, не устраивает не вся работа, иначе, зачем на неё было устраиваться, а лишь какие-то её составляющие. Этот предварительный анализ следует произвести, чтобы во время разговора с руководством не начинать, может даже огульно, весь рабочий процесс. И, вот с этим пониманием, уже идти к начальнику и объяснять, что вот это меня устраивает, а вот это нет. И далее уже смотрите по ситуации. Главное, не опускаться до обвинений, а чётко объяснить свою позицию, своё видение работы.

Ситуация вторая. «Начальник считает, что я могу делать больше, но я итак много работаю».

Во-первых, проанализировать свой рабочий день. Бывает ведь и такое, что человек работает долго, упорно и действительно устаёт, а результатов-то и правда мало. Стоит задуматься над более рациональным использованием времени.
Если же личный анализ показывает, что результаты действительно есть, то опять-таки аргументировано объяснить это работодателю.
Работодателю же, для объективной оценки ситуации нужно сравнить свои наблюдения с аргументами работника, чтобы вместе решить, что с этим можно сделать.

Ситуация третья. «У меня с начальником панибратство и это даёт мне повод расслабиться».


Такую ситуацию лучше предугадать. Смешивать дружбу и работу удаётся очень немногим. Поэтому для личного комфорта и той и другой стороны дистанцию лучше держать.
Кому-то удаётся договориться, друзьями быть только вне работы, но таких случаев и правда немного. Если же дистанция стирается и переходит в любовный роман, то тут уже смотрите на свои потребности. Хотите работать - работайте, хотите любить - любите. Жизнь то ваша.

Ситуация четвёртая. «Я знаю про себя то, что может не понравиться моему начальнику, рассказать или скрыть?».

Вот конкретный пример. Человек точно знает, что он ленив, и лень эта мешает рабочему процессу. Тогда, чтобы реализоваться, работать ему нужно над собой.
Если же человек знает, что с работой он справится на сто процентов, но только при условии, что будет приходить не к 9-ти, как все, а к 10-ти, если есть такая возможность, можно просто договориться сместить рабочие часы так, чтобы и работнику было комфортно, и отдача от него была лучше.

Ситуация пятая. «Я хочу попросить повышения зарплаты».


Вряд ли начальник пойдёт навстречу, если вы придёте и скажете, что взяли кредит и теперь денег вам нужно больше.
Ваша задача доказать, что ваш труд стоит столько, сколько вы за него хотите получать.
Необходимо представить достижения, рассказать об усилиях, которые вы затрачиваете сейчас, и о тех, которые Вы ещё готовы посвятить работе, чтобы достичь ещё больших результатов. В окончании этого разговора можно поднять вопрос и о материальном поощрении.

Ситуация шестая. Работнику нужна дополнительная мотивация.
Что делать работодателю?


Есть несколько способов, и для каждого работника он может быть свой. Первый, самый простой - материальный. Второй - предложить интересные задачи, возможность обучиться чему-нибудь новому, приобрести ценный опыт. Третий - поддерживать личную значимость сотрудника. Руководителю следует выяснить, что его подчиненный считает самой сильной своей стороной, и попросить максимально задействовать её. Мотивировать может и коллектив: если есть общий настрой идти к цели, то и новичок этот настрой почувствует и потянется за всеми.

Ситуация седьмая. Слишком много ограничений для сотрудников. Можно ли решить вопрос, чтобы всем было хорошо?


Универсальных рекомендаций нет, всё зависит от ситуации. Если это конвейерное производство, то выводы очевидны. Если работа предполагает больше личной свободы, творчества, то вместо ограничителей можно поставить конечные сроки для всей задачи. Так, начальник вместе с подчинённым может определить окончание выполнения работы. Или наоборот. Главное, чтобы и та, и другая сторона со сроками этими была согласна, они были обоснованны и понятны для всех участников трудового процесса. Тогда дополнительных ограничений создавать не потребуется. Если, конечно, не позволять коллективу от этих сроков отступать.

И последнее.

Нужно понимать, что работа - это значимая часть жизни. И, если что-то доставляет большой дискомфорт, рано или поздно проблему эту решать будет необходимо. Иначе можно бесконечно менять место работы или рабочий коллектив, и вновь и вновь наступать на одни и те же грабли. Просто нужно чётко определять «чего я хочу от этой работы», «чего хотят от меня», «чего я хочу от работника». В конце концов, конечно, и работу всегда можно выбрать, и сотрудника заменить. Пусть даже есть в нём что-то хорошее. То есть: «Ты, конечно же, хорошо поёшь Вася, но мне-то инженер нужен».
Да, идеала не существует, но ничего не мешает к нему стремиться. Просто делать это надо осознанно.

Статья была подготовлена как итог прямого эфира на радио "Миллениум". Передача "Утро Life", рубрика "Разберемся"

http://www.doctortut.ru/o-zdorovie/podchinionnyi-nachalnik-instruktsiia-po-primienieniiu


Что интересного на портале?