Памятка как подготовиться к сдаче экзамена

 С чего начинать, чтобы эффективно и быстро подготовиться. 

Подготовка к экзамену
  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой- либо картинки в этих тонах.
  • Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко определяй, что именно будешь делать сегодня: какие именно разделы будут пройдены.
  • Не нагружайтесь книгами, а выберите из кипы учебников один-два (если это, например, история России - стоит взять школьные учебники и краткий курс истории, написанный преподавателями того ВУЗа, в который поступаешь или в котором учишься). Если есть конспекты - они, конечно, предпочтительнее. 
  • Если предмет технический обратите внимание на формулы. Если формула слишком длинная или труднозапоминаемая - обратите  внимание на составляющие, которые ее образуют и их расшифровку.
  • Интернет при подготовке лучше пользоваться когда  знаете, что нужно, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение. 
  • Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», начни с наиболее интересного и приятного. Войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Не пытайтесь выучить всё сразу- распределите свою нагрузку равномерно, например, 30 билетов надо выучить за 4 дня. Значит, учить каждый день по 10 билетов, при этом не забывая повторять после 16 часов сложные вопросы предыдущей 10 - ки билетов. На 4-ый день необходимо повторить все билеты, желательно до 12 часов дня.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйся иногда с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в части А в среднем уходит 2 минуты на задание).
  • Готовясь экзамену, никогда не думай о том, что не справишься, а, наоборот, рисуй себе картину положительную.
  • Оставь один день на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

Рекомендации родителям

  • Самое сложное сейчас для вашего ребенка - заставить себя заняться делом. Перед экзаменом хочется делать все что угодно - лишь бы к нему не готовиться. В это время  он(а) могут припомнить давно позабытые и отложенные дела, вспомнить, что давно не звонил(а) тому-то, можно отвлечься под предлогом, что пора бы и перекусить, можно проявить себя примерным сыном (дочерью) и выполнить какое-нибудь родительское поручение (съездить на рынок, починить полку, подмести пол...) - в общем все что угодно, лишь бы отдалить момент когда придется сидеть с книжкой/тетрадкой над столом и готовиться.

Совет: помогите ему установить для себя норму проштудированной литературы, выученных билетов (вопросов) на день, неделю. И можете не навязчиво контролировать, если видите, что не справляется предложить свою помощь.

  • Помогите соблюдать режим дня (Хотя бы в одно время ложиться и вставать).
  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". 
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. 
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
 Накануне экзамена
  • Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроения. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  • В пункт сдачи экзаменов ты должен явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай).
  • Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.
 Как вести себя во время сдачи экзаменов

Некоторые психологи рекомендуют отрепетировать ситуацию экзамена заранее. То есть, самостоятельно приготовить билеты, разложить их на столе, под присмотром мамы или лучшего, друга вытащить билет и, стоя перед зеркалом, бодрым голосом продекламировать ответ. Главное - бодрым! Смысл такого театрального действа в следующем - так создается положительный эмоциональный настрой на победу. Вы стоите перед зеркалом и видите перед собой уверенного в своих силах молодого человека, юную леди. Запоминаете этот образ хорошенько - уверенные жесты, четкую речь, спокойный взгляд. Теперь это ваше личное ресурсное состояние для использования на экзаменах, столь же необходимое, как подходящий в таких случаях костюм.

Итак, позади период подготовки не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!


Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку! Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или в случае возникновения трудностей с тест пакетом (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).
Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные и непонятные места. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условие задания по «первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому предыдущие знания не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга!
Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Поверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

Стратегия построения ответа

 Основные рекомендации:

  • Проявляйте уверенность в поведении, но не самоуверенность в высказываниях. Не говорите таких фраз как "это элементарно"! У преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в науке ничего элементарного нет
  • Начинайте ответ на вопросы билета с наиболее изученного вами вопроса. Но не акцентируйте внимание преподавателя на своем выборе и не спрашивайте у него на это разрешения
  • Владея общими знаниями, вы можете самостоятельно прийти к частным выводам
  • Лучше всего убеждают преподавателей конкретные цифры
  • Старайтесь увязывать теорию с современностью

 

Как лучше построить речь?

  • Речь должна быть выразительной, с акцентом на важные слова
  • Старайтесь говорить живо, меняйте темп речи.
  • Следите за мимикой и жестами

 

Что делать, если преподаватель сделал замечание?

Старайтесь не спорить с ним напрямую, используйте перефразирования. Если преподаватель говорит вам:

  • " Вы ошиблись", учтиво уточните: "Да, я перепутал"
  • "Вы не знаете" - "Да, мне трудно вспомнить"
  • "Тут вы не правы" - "Да, я не учел"
  • "Вы неправильно определили" - "Да, я не до конца раскрыл"
  • "Вы забыли сказать" - "Да, я не придал этому значения"

Остается напомнить: и стратегия ответа на экзамене, и маленькие "хитрости" диалога с преподавателем сработают в том случае, если вы все же занимались и неплохо знаете предмет.

 

Упражнения для снятия стресса во время экзамена

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
  5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры ног.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Упражнение3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть значительно длиннее выдоха).
  2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
  3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1, на этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  4. Плывите по ласковым облакам од тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

“Медитация на дыхании” (помогающая снять напряжение перед экзаменами).

Сядьте  поудобнее и сконцентрируйтесь на своем дыхании. Можете закрыть глаза. Дыхание должно быть естественным и непринужденным; не вмешивайтесь в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его. В течение трех - пяти минут как можно дальше проследите за потоком поступающего в организм прохладного вдыхаемого воздуха и теплым выходящим потоком,  дышите при этом легко и естественно. Через несколько минут, когда возбуждение уменьшиться, мысленно, про себя, произнесите формулы самовнушения: Я  - расслабляюсь - и - успокаиваюсь, синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова Я и И произносите на вдохе, а слова расслабляюсь и успокаиваюсь - на плавном, удлиненном выдохе, представляя себе, как волна теплого воздуха растекается по всему телу, расслабляя и размягчая его. Затем мысленно осмотрите свое тело и обнаружьте участки скелетной мускулатуры, где ощущаете  скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, сконцентрируйте на ней внимание и про себя повторяйте формулы самовнушения: «Мое лицо расслабляется и успокаивается», «Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными» или «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эти формулы соответствующими мысленными представлениями. После достижения приемлемого уровня расслабления немного побудьте в этом состоянии и переходите к  активизации организма. Для этого  сядьте более прямо, немного разведите лопатки и приподнимите подбородок, после чего  повторите про себя 4-6 раз: «Я - спокоен - и уверен - в себе», также синхронизируя формулы с дыханием, но во второй части формулы вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы - в себе!произносите на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. Это упражнение устраняет избыточную расслабленность мышечной системы, и придаст вам ощущение уверенности в своих силах. При этом нужно  представлять, как вместе с вдохом он забирает расслабленность и мягкость из тела, а на выдохе резко удаляет  их наружу. В этой фазе упражнения выдох должен быть более коротким и энергичным, чем вдох. Это упражнение обладает тонизирующим свойством, наполняя тело энергией и бодростью.
Заключительная часть может быть в двух вариантах:  первый вариант проговорите про себя специальные формулы цели, которые вы индивидуально составите себе до начала упражнения (например: «Я успешно сдам экзамен!» или «Когда я подхожу к столу экзаменатора, то испытываю уверенность в себе!» или «Голова работает четко! Память ясная, я все могу вспомнить!» или «Будущее сулит мне только хорошее! Я с надеждой смотрю вперед!»). Формулы цели должны быть достаточно краткими, должны отражать ваше главное стремление и, по возможности,  не содержать негативных формулировок (Вместо формулы «Я не буду бояться!» надо говорить «Я буду смелым!», ибо наше подсознание, к которому, собственно, и адресованы эти слова, плохо воспринимает частицы «не» и «нет»). После 10-кратного произнесения формул цели потянитесь, резко выдохните и встаньте.
Во втором варианте создайте  мысленную желаемую модель своей успешной сдачи экзамена и “проиграйте” эту ситуацию в уме несколько раз (например,  образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку), резко выдохните и встаньте.
Таким образом, вы создаете своеобразную программу успешной деятельности, которой будете следовать на экзамене.

Удачи Вам!

 (По страницам газеты «Школьный психолог»)


Что интересного на портале?