Вы чувствуете и Вы понимаете.

Доброго времени суток.

У меня снова психология и снова мы боком касаемся темы "мета-когнитивность", и пока Петя(отсылка к моей предыдущей статье) ищет ключ к решению проблемы, мы с вами двигаемся дальше.

В этот раз я хотел бы порассуждать с вами на тему восприятия проблем, и чтобы все мы с вами понимали текст максимально ясно, без сложных терминов и углублений - мы будем оперировать двумя ключевыми словами.

Этими ключевыми словами будут являться слова "чувствовать" и "понимать".

На самом деле, мне хотелось бы углубиться с вами гораздо серьёзней в эту тему. Возможно, я продолжу со временем усложнять и разворачивать темы, созданные мной, но пока что, я хотел бы дать определение этим двум терминам исключительно в ключе этой статьи.

Под словом «чувствовать», я имею ввиду - ощущать отпечаток от проблем, неприятностей. Осознавать её глубину, серьёзность.Понимать, насколько же всё таки НАМ неприятно было столкнуться с этой невзгодой и как же НАМ тяжело с ней жить.

Слово «понимать» определяет наличие нашего умения взглянуть на эту ситуацию со стороны не потерпевшего, а со стороны человека, который оценивает не отношение к ней и не последствия, а исключительно проблему в целом. Её степень. Её решаемость или не решаемость.

Не волнуйтесь, в связи с многообразием нашего языка, вы не ошибаетесь, применяя то или иное слово в повседневном общении. Важно лишь осознание того, что вы имеете ввиду. А в моём случае, «Понимать» и «Чувствовать» — всего лишь применяемые в рамках статьи термины. Все имена и совпадения случайны.

Чтобы все ясно и чётко понимали разницу между двумя понятиями, я приведу примеры:

Альбина — прилежная ученица. Она была из того числа людей, которые жертвовали практически всем свободным временем, а иногда и личной жизнью, ради учёбы. Школу она закончила с золотой медалью, а институт — с красным дипломом. Но устроившись на работу, она со временем ощутила, что работодатель использовал её трудолюбие и упорство в поставленных задачах и делал он это, с явным ущербом для неё. Её печалил тот факт, что нагрузка всё больше растёт, при абсолютной той же зарплате.
Со временем она осознала, что её модель поведения не изменилась. При наличии любящего мужа и подрастающего ребёнка(то есть, в целом хорошей семьи), она уделяет практически всё своё время работе.
Альбине нравится её работа(а как же ещё?), но она привыкла к такому темпу жизни, к такому расходу энергии и у неё хватает остатка сил лишь на то, чтобы почувствовать, что это — проблема.

Николай был воспитан в семье, где каждый член семьи, вкладывал в понятия «семья», «любовь», «чувства» особое значение. Члены семьи были в полной гармонии друг с другом и даже в тяжёлых для них ситуациях — они друг друга поддерживали. В каждый из проблемных периодов, в его детстве и его юношестве, Коля был окружён полным пониманием со стороны его матери и поддержкой со стороны отца.
Во взрослой жизни, Николай был вынужден столкнуться с самым страшным врагом данной модели воспитания — неразделённая любовь.
В 24 года Николай влюбился по настоящему, и добро, которое он хотел подарить человеку было необъятных масштабов. Как назло, его добротой воспользовались, но Николай этого не понял. Он почувствовал лишь то, что его шёлковый путь, который он ткал — внезапно оборвался.
И у Николая начались серьёзные проблемы в жизни, включая здоровье.

Третьим примером, я хотел взять гомосексуализм, но не постесняюсь признаться, побоюсь, что текст когда-либо могут счесть за пропаганду, поэтому будем обходиться малым.
Лизе 34 года и только сейчас она решила поделиться своей проблемой.
Когда ей было 3 года, она взяла ложку не в правую руку, а в левую. Родители сочли это крайне дурной привычкой и переучили её.
В 6 лет Лиза поняла для себя, что рисовать и писать ей удобней левой рукой, но родители сочли и это — грубым отклонением и всеми силами старались её отучить. Им это удалось и к 15 годам ребёнок выполнял все основные действия именно правой рукой.
Но в 29 лет ситуация, по каким то причинам вышла из под контроля и Елизавета стала считать этот факт разлома, как одну из самых серьёзных ошибок. Она думала, является ли ошибкой то, что она стала правшой или же можно продолжить жить дальше, принимая тот факт, что привычки сформировались.

Каждый из этих трёх примеров показывает нам то, что проблему можно понимать, можно чувствовать, а можно ощущать, то есть и чувствовать и понимать.

Каждый из трёх примеров, я бы хотел разобрать детально.

Начнём с Лизы. Начать с Лизы я бы хотел не просто так, ибо это именно тот пример человека, проблемы которого могло и не быть. Корректировать леворукость — это пытаться изменить биологию человека, а это — тщетно.
Елизавета, понимая это, признаёт, что проблемы уже нет.
Но по ощущениям — Елизавета сказала, что ей было бы проще и удобней снова стать леворукой. Она дала прогноз, что спустя 2 месяца она себя переучит.
И она не ошиблась. Через уже месяц, она все бытовые дела(чистка зубов, рисование, приём пищи) делала левой рукой. Она сочла это чудом, но фактически, к решению проблемы подключилось во всей силе чувство этой проблемы, то, как проблема ощущалась.

Николай — ярчайший пример человека, который в первую очередь должен проблему осмыслить. То есть, понять.
В его ситуации, любые его действия были тщетны. Его девушка ушла навсегда и не планировала к нему возвращаться ни при каких обстоятельствах.
В этой ситуации, Николай не смог самостоятельно обратиться к очень древней мудрости(К сожалению, я не помню точной цитаты этой мудрости, как и не помню имени этого античного автора. До двадцати пяти лет, я вообще думал что это я придумал).
Мудрость звучит примерно так:
Если у тебя возникла проблема, которую ты можешь решить каким либо способом — не грусти, а делай. Больше будешь делать — меньше времени останется для грусти.
В ситуации, когда поделать ты с этим ничего не сможешь — грустить тем более не нужно, этим ты отравляешь себе жизнь.
В случае с Николаем, человеку необходимо проблему и чувствовать и понимать.
Понимать — чтобы избавиться от непомерной тоски и заменить её мотивацией к приятному и хорошему делу.
Чувствовать же, затем, чтобы не выкорчевать в себе то, что его семья вынашивала годами — умение любить и дарить тепло. Не стать чёрствым пряником, который придётся или выбросить или вымачивать обильным количеством слюны. А человеку, особенно, Николаю лишние слюни ни к чему, он должен встать на ноги и как можно быстрее стать таким, какой он был и до этого.

Альбина — самый тяжёлый случай. Не смотря даже на тяжесть проблемы Николая.
Во-первых, Альбине потребовалось очень много времени на то, чтобы понять, что с её жизнью что то не так. Может, ей подсказали друзья. Может, она сама поняла(это, между прочим, тоже очень важный момент).
Во-вторых, Альбине нужно помочь понять и выбрать, а проблема ли это для неё.
Потому что для одного человека это может стать в один день непомерно тяжёлой проблемой, а для другого — способом жизни и умением скрыться от всепоглощающей пустоты безделья.
И если у Альбины всё уже решено, у нас с вами вырисовались два пути.
В случае, если такой способ жизни не несёт за собой ущерб для семьи, а желания Альбины входят непосредственно в симбиоз с наглостью начальника, ей нужно помочь прийти к этому пониманию до конца.
В случае же, если Альбина чувствует, что с этим непременно нужно что то сделать — ей необходимо в максимальной степени отбросить понимание ситуации и побежать навстречу к своим чувствам. К чувствам к мужу, ребёнку, к чувству, что что то не так.

Кратко, в ключе текста, «Чувство»— отдаться ощущениям проблемы. Найти из за этого же самого чувства в себе силы, чтобы с этой проблемой справиться.
«Понимание» же, черпает силы из другого источника и придаёт нам сил справиться с эмоциями, не проглотить проблему, а выкинуть её как чёрствый пряник.

В ситуации с Лизой — она проблему почувствовала и нашла в себе силы и радость бороться с ней.
С Колей — уметь комбинировать в равной степени и в нужном порядке «Понимание» и «Чувство» проблемы, для её устранения.
А с Альбиной — выбрать, что же она хочет и в зависимости от этого, «понять» проблему или же «почувствовать».

К чувствам и пониманию проблемы, нужно прибегать в равной степени, в зависимости от ситуации, степени этой проблемы и отношению к ней.
Это, друзья, на самом понятном как я могу.

Ещё раз напоминаю, что имена вымышлены, а совпадения(могут быть) случайны(ми).

Большое спасибо, что с интересом дочитали мою статью. Если у вас есть какие-либо вопросы — задавайте или возражайте.

Удачи!



Что интересного на портале?