Теория поколений Нейла Хоува и Джеймса Штрауса в работе школьного психолога

Практически каждый помнит, из школьной программы, произведение Тургенева «Отцы и дети»? В этом романе автор максимально ярко описал классический конфликт отцов и детей, столкновение «старого» и «нового» мировоззрения. События романа происходят в середине 19 века, и читая роман в нынешнее время все равно многое отзывается, и самое главное это дает понять, что конфликт «отцов» и «детей» не новшество, а некая данность. Отсюда становится понятно, что этот конфликт был, есть и будет, и бороться с этим бесполезно. Каждая новая эпоха диктует свои условия, меняются мировоззрения, убеждения, ценности и отношение к жизни вообще и задача родителей быть надежной опорой в этом меняющемся мире.

Родители, которые приходят к психологу, по причине сложных отношений с подростком сталкиваются напрямую с выше упомянутым конфликтом. И несмотря на то, что информации достаточно, все равно и родители и учителя и школьные психологи испытывают трудности в этом вопросе. Подростковый кризис - это серьезное испытание для семьи, и для родителей, и для ребенка. Главная задача родителя помочь ребенку справится с этим кризисом и стать взрослым.

Подростковый возраст - это некий переходной этап из детства во взрослую жизнь, этот этап неизбежен, и что самое главное, жизненно необходим в становлении личности. В процессе консультирования родителей психолог очень часто сталкивается с тем, что родители хотят видеть своего подростка послушным и удобным, но это к сожалению невозможно, так как проявление негативизма, бунта и проявление эмоциональной лабильности и является проявлением подросткового возраста. И именно эти проявления необходимы для такого процесса как сепарация, эмоциональное отделение от родительских фигур. Задача психолога помочь родителям понять смысл этих появлений и научить справляться со своими собственными реакциями, быть более терпимым и эмоционально устойчивым. Подростковый кризис это время поиска себя, формирование идентичности и если родители смогут помочь адекватно прожить этот период то подростковый кризис принесет свои плоды в виде уверенности, устойчивой идентичности и самостоятельности.

Я думаю, из вышесказанного становится понятно, что ребенок не прошедший процесс сепарации, чаще всего, продолжает жить с родителями, и не собирается никуда двигаться. Интересная метафора, представьте птенца, который так и не улетел из гнезда, а продолжает быть маленьким, вежливым хорошеньким птенчиком, который уже с трудом помещается в гнездо, и родители уже не по 1 червячку приносят, а по три, да и не пару-тройку раз в день, а раз так по 10.

У родителя сложная задача, воспитать и отпустить! А это очень сложно, да и вообще роль родителя не простая.

Так для чего все же родителям понимание сути конфликта отцов и детей? Чтобы донести те самые общечеловеческие ценности, которые так необходимы для полноценной зрелой личности.

В конце 20 века американские исследователи Нилл Хоув и Джеймс Штраус предложили, так называемую «Теорию поколений», которая очень наглядно демонстрирует суть данного конфликта, а также формирует адекватное отношение к этому явлению.

Исследование проводились с опорой на историю США, поэтому в нашем случае в том контексте, который предложили авторы, будет не совсем уместно, так как события, происходившие в США и в СССР, а потом в СНГ очень индивидуальны, поэтому данная теория нуждалась в адаптации по наши реалии и в этом помогли исследователи Шамис Е., Антипов А. Суть теории очень простая, каждые 18-20 лет поколение сменяется, то есть этот период захватывает определенный пласт исторических событий, влияющих на формирование мировоззрения людей, которые родились в этот промежуток времени. Я приведу пример не всех поколений, а только тех которые актуальны сейчас. Это поколение наших бабушек и дедушек, наших родителей, нас и наших детей, то есть 4 поколения [4,7].

1943-1963 Поколение «Беби бумеры» этот период характеризуется всплеском рождаемости, восстановление страны после военных разрушений. Задача этого периода сплотить всех вокруг общей цели. Поэтому основные ценности этого поколения - коллектив, работа, большая цель, важность работы и понимание ее смысла в общегосударственном и мировом контексте, стабильность и предсказуемость. Много про работу и очень мало про удовольствие. Выбора, как такового нет. Основные признаки физическая и эмоциональная выносливость, любовь к физическому труду, постоянство одна работа на всю жизнь, постоянная занятость чем угодно, высокий порог терпения, надо потерпеть потом будет нормально, поверхностное отношение к здоровью, уважение авторитетов, иногда страх перед авторитетом, технофобия.

Обучение через наставничество «Скажите мне как правильно» [4,8].

Процесс развития предсказуем и понятен: детский сад, школа, ПТУ – техникум – университет, работа, повышение квалификации или развитие карьеры в том же направлении, пенсия!

Основной страх это потерять точку опоры, иллюзию стабильности. Завод обанкротился – все крах!

Основной девиз жить чтобы работать!

1963-1983 поколение Х. Еще одно название этого поколения «Ребенок с ключом на шее», родители постоянно заняты работой, очень ранняя социализация, в ясли в 1 год это нормально. Период застоя, стабильности, свободы слова. Появляется собственное мнение, индивидуализм. Появляется тема удовольствия. Это тот период когда в СССР начинали «доставать» уникальные товары, мебель, техника, одежда. Появляется тема выбора.

Ценности того поколения индивидуальность, личный успех, готовность меняться, хотя карьеру строят в одном направлении. Работать чтобы жить. В обучении та же история – наставничество.

Основной девиз – хочешь сделать хорошо, сделай это сам.

Страх тот же – потерять стабильность, но появляется опора на себя.

1983-2003 поколение Y. Развал СССР. Появление компьютеров и интернет. Для предыдущих поколений перемены это трагедия, но для поколения Y это обыденность. Главная точка опоры потеряна в виде государства, некоторые увидели в этом полный крах, а некоторые возможность. Это период индивидуального предпринимательства и быстрых карьерных взлетов.

Основные ценности этого поколения - быстрый рост, многозадачность смена направления карьеры, иногда кардинально, ценность удовольствия, гибкость.

Если представитель такого поколения будет беседовать с предыдущими, то будет просто стена непонимания! Может кто вспомнит такие разговоры?

- Как уволился? И что будешь теперь делать? А почему уволился? А может попросишься обратно?

- Как бросил институт? Ты в своем уме!? Юрист это не твое? А что твое?

Этот период начала компьютерной революции, как раз в это время практически у каждого в семье появился компьютер!

И, конечно, появились новые герои, все помнят Брюса Ли, Ван Дама, Рембо.

Это поколение не готово к длительному росту, например, пришел такой человек на работу, ему предлагают должность инженера 1 категории и перспектива карьеры через 5 лет стать инженером 2 категории, через 10 3 категории, через 20 лет 4 категории, а лет через 30, возможно, станете ведущим инженером! Такой вариант сразу не устраивает, 30 лет сидеть и ждать, что может быть будет, а может быть и не будет! Нужно быстро и понятно.

Основной страх – стабильность, стабильность пугает и вызывает озабоченность. Как-то тихо! Это не к добру!

Это экспериментаторы, представители этого поколения постоянно пробуют новые профессии, новые роли! Не терпят наставничества, бунтуют и сопротивляются!

Авторитет, основанный только на должности, не приемлем. Лидерство, основанное на достижении «Кто ты такой, чтобы я тебя слушал? Если лидер подтверждает свой авторитет достижениями, то легко подчиняются.

В школе с такими детьми проблем было много, авторитет учителя «старой школы» неприемлем, авторитарный стиль пробуют на прочность. Очень хорошо работает позиция уважения и фасилитации.

2003-2023 поколение Z. Это поколение еще формируется, но это формирование такое стремительное, что ни родители, ни учителя не знают, что с этим делом. В некоторых источниках его называют поколение «Домоседы», дети поколения социальных сетей и гаджетов.

Развитие техники в этот период такое стремительное, что, устремив взгляд в прошлое можно обнаружить, что в 2003 году еще были дискеты 3.5, но уже появлялись DVD диски с объемом памяти 4.7 Гигабайт, и это казалось просто нереальным прорывом, 256 мегабайт оперативной памяти считалось очень много, а телефон с камерой — это просто нереально. И спустя каких-то 10-15 лет мы все наблюдаем картину как быстро развивается техника, сенсорные экраны в телефонах, скорость процессоров в несколько раз больше чем у самых крутых компьютеров в 2003 году, фотокамеры которым позавидуют лучшие фотоаппараты того периода, умные телефоны, умные часы, умная бытовая техника.

Потребности в информации нет, ее слишком много. У первых двух поколений информация была особой ценностью, а ее носители считались авторитетами, теперь все знания мира есть у каждого школьника в смартфоне!

Теорема Пифагора? Да запросто! Творчество Пушкина, Достоевского, Толстого? Да пару секунд! Музыка композиторов всех эпох? Ок, Гугл! Siri! Алиса! Помогайте!

И помогут!

Основная ценность этого поколения - это свобода, любой может быть любым. Авторитеты неприемлемы, только на равных. Это как раз то поколение, которое ставит под сомнение пословицу «яйца курицу не учат», до этого все было так, а сейчас? Разве дети не показывали родителям, как пользоваться компьютером и другими гаджетами, разве не регистрировали своих бабушек и дедушек в скайпе и одноклассниках? Оказывается учат:)

Это лидеры своей жизни, жить ради жизни!

Еще их характеризует нелюбовь к физическому труду и непонимание его ценности.

Благодаря интернету можно работать в любой стране мира и из любой точки мира, где есть доступ к интернет. Например, человек находится в Германии, а обслуживает американские сайты или продает товары по всему миру, не имея в наличии ни товара, ни офиса.

Также у людей есть доступ к любым курсам обучения чему угодно благодаря видео хостингам и прочим онлайн сервисам.

Также постепенно исчезает ценность образования в классическом понимании этого слова, что нужно учиться в Университете, получать хорошие оценки и это дает гарантию найти хорошую работу. Поколение Z знает это прекрасно, поэтому для представителей данного поколения характерно после школы начать работать, или поступить в университет отучиться год и бросить, поступить на другую специальность, бросить ее - поступить на третью, и т.д.

Ну и конечно, родителей настораживают новые профессии, которые для старших поколений непонятны. У каждого поколения есть свои престижные профессии, у первого поколения авторитеты были инженеры, физики и математики, так называемые «технари». Найдите старые выпуски передачи «Что? Где? Когда?». Основная масса знатоков — это «технари». Далее следующее поколения в основном экономисты, юристы, последующее «гуманитарии», а новые - это программисты, дизайнеры, блогеры, разработчики приложений и игр, прочие компьютерные специальности.

Теперь к сути конфликта, зачем все это знать родителю? Ну, во-первых, для того, чтобы понимать, что вы готовите ребенка не к своему прошлому, а к его будущему, в его реальности нужны новые навыки и новые знания. Да и вообще реальность нового поколения, не такая уж и плохая, почему бы не пользоваться новыми технологиями. Задача научить ребенка использовать все это для себя, не в ущерб всей своей жизни. Если ребенок сидит часами перед компьютером и с телефоном, но при этом учиться в школе, ходит на какие-то секции и гуляет с друзьями, то никакой компьютерной зависимости у него нет, это нормальный представитель своего поколения.

Во-вторых, есть ценности, которые приоритетны у каждого поколения, а есть вечные ценности, которые есть у всех, дружба, любовь, добро, радость, сострадание. Задача родителя донести эти ценности. Эти ценности были всегда в независимости от исторических событий.

Литература

  1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Н. Тагил, 1995-345 с.
  2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // СОЦИС. 2002. № 1.С 23-26.
  3. Дубин Б. В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 2 –С  59-67.
  4. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг Менеджмент. 2007. №6.С 9-10
  5. https://rugenerations.su/2009/06/25/


Что интересного на портале?