Счастье, любовь и розовый единорог

   Очень долго нам рассказывали сказки о счастье, любви и других неосязаемых абстрактных сущностях. Начиная с древних приданий и шаманских культов, заканчивая гуманистической психологией. Загробная жизнь, всепрощение, счастье, любовь, самореализация, успешность... История неизменна, меняются лишь декорации. Сюжет сказки незыблем: на свет появляется маленький человек, слабый, беспомощный. Он потерян, не знает, кто он есть и для чего он нужен. Он страдает. Но вот, в его жизни происходит (с чего-то вдруг) чудесное событие и он обретает что-то, - любовь, просветление, счастье, успех, мокшу и т.д. и т. п. Это переворачивает всю его жизнь и она уже никогда не станет прежней. Наш герой уходит в закат. Всем спасибо, все свободны. 

  Однако, после финальных титров ощущается горьковатое послевкусие. Чувствуете? Если нет, то наслушавшись, начитавшись и насмотревшись этих сказок, вы отождествите себя с их героем (а сходства вы непременно найдете), мол, он смог, а я чем хуже? Я тоже так хочу! И вот, уже вы этот герой, страстно ищущий, или ожидающий свою синюю птицу. Проходят дни. Потом месяца. Года. Иногда вся жизнь. А она отчего-то все не прилетает! Вроде бы есть Бог, который нас любит, вроде мысли материальны, совершенствуем себя, понимаешь, каждый день, и личностно уже настолько выросли, что скоро уже достанем до радуги по которой вот-вот должен пробежатьрозовыйединорог! А он все что-то не бежит... Но как так?! Мы же и думали позитивно, и медитировали, и доски визуализации делали, и на тренинги личностного роста ходили!

  А теперь, давайте отвлечемся и подумаем. А с чего мы вообще взяли, что все это существует? Но как этого может не существовать, если об этом столько всего написано, сказано, снято? Люди, об этом говорят, пишут и снимают, они что, глупые? Отнюдь. Зачем же, тогда, они все это делают? Ответ очень прост: затем что это имеет спрос. А спрос рождает предложение. Согласен, не слишком поэтично. 

 Чтобы проиллюстрировать это наглядно, давайте вспомним картинку, где изображен ослик, идущий за морковкой, которая привязана перед его носом.
Палка закреплена так, чтобы он видел морковку перед собой, но никак не мог до нее дотянуться. И вот, он отчаянно бежит за этой морковкой в надежде догнать, ведь она так близко... Конечно, этот пример гораздо лучшей той реальности, в которой мы с вами живем. Ведь у ослика есть перед нами очень весомое преимущество: его морковка реальна.

  Ситуация ослика тяжелая, но она разрешима: он может перетереть веревку обо что-нибудь острое. Может, в конце концов попросить кого-нибудь разрезать веревку или отвязать палку! И вот, вожделенная морковка у него во рту. 

  Нам повезло меньше. Перед нами не реальная морковка, имеющая вкус, размер и питательную ценность, а смутная голограмма чего-то, что по идее должно быть красивым и вкусным, и мы это точно знаем, потому что нам об этом когда-то сказали. А против слова, как известно, не попрешь. Представьте на мгновение, как осложнилась бы судьба и без того несчастного ослика, если бы он видел перед собой лишь голограмму вкусной и сочной морковки, однако ни одной реальной морковки он в жизни не видел, и уж тем более не пробовал. 

  Возникает закономерный вопрос: как еще заставить ослика идти вперед, да и вообще куда-либо двигаться? Сам же он палец о палец не ударит без веской на то причины. Или как заставить нас ходить в кино, посещать храмы, недобросовестных психологов и тренинги личностного роста? А еще вступать в секты и отваливать кругленькие суммы гадалкам, целителям и экстрасенсам в надежде на то, что, вот, наконец наша жизнь станет счастливой. Задайте себе простой вопрос, только ответьте на него честно: вы встречали когда-нибудь счастливых людей? Вы знаете их лично? Не тех, которых показывают по ТВ, и не выкладывающих ванильные посты интернете, а своих реальных знакомых? Кто из них счастлив? Наверняка, многие из них утверждают, что они точно были бы счастливы, если бы у них было то-то и то-то... 

  Но давайте поразмыслим над тем, стали бы вы счастливыми, если бы у вас было все, чего бы вы пожелали? Не торопитесь с ответом.

  В 1972 году американский этолог Джон Кэлхун совместно с Национальным институтом психического здоровья (NIMH) провел незаурядный эксперимент под название "Вселенная 25". Суть эксперимента состояла в том, чтобы поместить 4 пары крыс в огромный бак, где всего было в изобилии, а именно воды и еды, которые постоянно обновлялись; гнезда для самок; помещение содержалось в идеальной чистоте; о полном отсутствии физической опасности в лице хищников и говорить не приходилось. В общем рай, да и только, живи не хочу. 
  Поначалу так и было. Крысы активно спаривались не веря счастью, которое им подвалило. Это была первая фаза эксперимента - фаза А.

  Когда численность популяции достигла примерно 600 особей, старшие самцы заявили о своем полном праве на самок, не давая молодым самцам возможности к размножению. Молодые самцы постоянно подвергались физическому насилию и были вытеснены в центр бака. Так появилась категория "отверженных". Возникает внутривидовая агрессия. Самки начинают смотреть на самцов как на угрозу. Впрочем, последних это не останавливает от агрессивных действий. Неадекватная ситуация вызывает у самок сильнейший стресс, и те начинают пожирать свое потомство. Это была фаза В.

  В фазе С появляется новое поколение крысиных мужчин, которые отказываются от борьбы за самок и просто перестают спариваться. Да и кому захочется вступать в половую связь  с агрессивными женщинами, которые жрут детей? Они получили название "красивые" за свою идеальную шерстку, которую они себе постоянно вычесывали. Кроме этого они ничем не занимались. 

  На 1781 день в этой "Вселенной" умерла последняя крыса. От старости. Крысы на последней фазе так и не смогли произвести потомство. Они все умерли своей смертью. Так прекратила свое существование "Вселенная 25".

  Конечно, мы с вами не крысы. Мы более сложные существа. Это так. У нас есть культура, цивилизация, законы, в общем, детей мы жрать не станем. Тем не менее, этот эксперимент имеет самое прямое отношение к нашему виду. Он показывает эволюционные тенденции, которые лежат в основе поведения любого биологического вида. Наивно полагать, что люди - исключение. Природа не создавала нас для счастья. Это был бы эволюционный абсурд. Мы созданы для борьбы, конкуренции за право передать свои гены следующим поколениям. Мы, как и любой вид, созданы для преодоления естественных и необходимых препятствий. И как только угрозы и препятствия исчезают из нашей жизни, эволюционные механизмы заставляют человека вести себя неадекватно. Следствием этого являются самые разные фобии и расстройства, поиск чего-то незримого и ощущение того, что мы проживаем не свою жизнь. Знакомо, правда? 

  Если нам дать все, в чем мы нуждаемся, нас перестанет интересовать конкуренция, перестанут нравиться сексуальные партнеры, мы перестанем хотеть что-либо делать, в конце концов перестанет быть понятно зачем утром открывать глаза. В итоге, мы просто вымрем. Это ли счастье? 

  А что насчет любви? А собственно говоря, ничего. Еще в XVI веке английский философ и основоположник эмпиризма Фрэнсис Бэкон в своем труде "Новый органон" указал на так называемые ошибки номинализма (от лат. nomen - имя). Суть этой проблемы в том, что говоря о каком-то явлении, люди могут иметь ввиду абсолютно разное. Возьмем, например, слово "ручка". Слово одно, произношение тоже. Но что лично вам представилось при слове "ручка"? Это гелевая ручка? Может быть, коллекционная перьевая? Или дверная хромированная? Возможно не хромированная, а позолоченная? Или это маленькая детская ручка? Слово одно, а ассоциации и производимые ими представления разные. Тем не менее, все эти ручки можно увидеть, пощупать, чего не скажешь о "любви". В это слово можно вложить что угодно, на что только хватит фантазии. Собственно говоря, вообще странно думать что два абсолютно разных человека с совершенно разными ассоциациями, опытом, представлениями, особенностями восприятия и мышления, гормональным фоном, строением мозга могут испытывать друг к другу одно и то же чувство. Вероятность этого неуклонно стремится к нулю. 

  Вряд ли кто-нибудь в здравом уме возьмется дать вам исчерпывающее определение любви. Можно любить животных, чай с кленовым сиропом, мужа или жену, кататься на лыжах, спать, петь и т.д. Какой именно любви и от кого вы хотите? 

  Пока мы гонимся за абстрактными глупостями, почерпнутыми из сказок, которые нам когда-то рассказывали, мы расходуем энергию, которую  могли бы потратить на совершение реальных дел, преодоление реальных проблем и приобретение реальных достижений. Сложность в том, чтобы перестать верить в сказки и слушать сказочников, обещающих избавление от всех проблем. Во-первых, этого никогда не будет. Во-вторых, если это каким-то чудом случится, мы попросту вымрем. Стоит полюбить проблемы, полюбить сложности, ведь они нужны нам, благодаря им мы сейчас живы. Без них, наша жизнь не будет иметь никакого смысла. Только приняв эту простую истину, мы станем способны отыскать реальные цели в жизни и найти реальных людей, которым мы нужны и которые нуждаются в нас. Чего я вам искренне желаю. 

Зубрий Максим

Что интересного на портале?