Самосознание

Под самосознанием  в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей. Самосознание – это и отношение личности к осознанным сторонам ее внутреннего мира. В процессах С формируется и выделяется Я личности как некое образование определенной целостности, единства внутреннего и внешнего ее бытия. В самосознании личность способна воспринимать себя в качестве объекта, видеть себя как бы посторонним взором.

 Концепции самосознания были разработаны такими учеными как Т.Липпс, А.Пфандер, С.Л.Рубинштейн, Е.В.Шорохова и др.

 Самосознание – это особая форма сознания, которая также как и сознание, имеет отражательную природу. Объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир.

Согласно Б.Г.Ананьеву самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. Вначале выделяется физическое Я, затем – духовное Я. В переходном периоде у подростка самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется.

В дальнейшем самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе.

В развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности.

 

 

Центральным понятием психологии самосознания является понятие «Я-концепция», введенное У. Томасом, Ф. Знанецким. 1918г. Я-концепция определяется как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Это – сумма представлений человека о том, что он о себе думает, как себя оценивает, как смотрит на свое настоящее и будущее. В Я-концепции выделяют три основных структурных элемента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Человек мыслит, чувствует, действует. При этом он может осознавать себя мыслящим, чувствующим, действующим. Например, он может сердиться, сознавать, что сердится, и радоваться тому, что способен сердиться. Может радоваться неудаче другого и с сожалением это сознавать. Таким образом, человек может выступать в качестве субъекта, сознающего и регулирующего свои действия (Я-контролирующее), и одновременно быть действующим объектом осознания (Я-исполнительное).

Исполнительное Я является содержанием представлений о себе, соответствует  когнитивной составляющей установки. Его называют Образ Я. Это убеждения о самом себе, которые могут быть обоснованными или необоснованными, истинными или ложными, но самому субъекту представляются обоснованными. Словесные формулы, с помощью которых человек себя обозначает, идентифицирует отражают привычные, устойчивые тенденции в поведении, выявленные в результате избирательности нашего восприятия. Это атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, его жизненные цели, мотивы, способности, описание имущества

Контролирующее Я преимущественно соотносится с эмоциональной составляющей установки: процессом принятия, выработки эмоционального отношения к содержанию образа «Я». Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции называется самооценкой. По сути – это эмоциональная реакция принятия или неприятия в себе некоторых качеств и характеристик: человек может по их поводу радоваться, гордиться, огорчаться, впадать в уныние или проявлять безразличие.

Поведенческий аспект Я-концепции - реакция, которая может выражаться в поведении. Применительно к Я-концепции этот компонент отражает конкретные действия, реакции, которые могут быть вызваны образом-Я и самооценкой.

Совокупность этих элементов в их единстве и является Я-концепцией.

Я концепция имеет три модальности. Это Идеальное Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, каким должен быть идеальный человек); Я зеркальное (установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие) и реальное Я (установки, связанные с представлениями индивида о том, каковы актуальные способности, роли, статус, мотивы). Эти модальности могут быть несогласованны по содержанию, что порождает внутриличностные конфликты, которые могут стать силой, побуждающей человека к саморазвитию или вызывающей дезадаптацию.

Каждая из модальностей содержит как минимум четыре аспекта: физическое Я; социальное Я; умственное Я; эмоциональное Я.

Я концепция выполняет важные функции в жизни человека.

1. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности.  Если Я-концепция человека противоречива, содержит взаимоисключающие представления, то человек испытывает дискомфорт вследствие когнитивного диссонанса. Его действия в таких случаях направлены либо на изменение Я-концепции, либо на искажение реальности во имя устранения дискомфорта. Согласованная Я-концепция позволяет личности чувствовать себя уверенно, находиться в тесном контакте с реальностью. Я-концепция складывается на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно этот процесс идет в раннем юношеском возрасте, когда интеллектуальные операции уже сформированы, а основные жизненные установки еще не структурированы.

2. Я-концепция определяет поведение. Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому, человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. "Умный" стремится вести себя так, как полагается умному; "бедный" - в соответствии с известными ему стандартами поведения "бедного"; "неуспевающий" - будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т.д.

3. Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной "призмой", через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например: человек, считающий себя "неспособным", может объяснить свой успех случайностью, а "способный" - проявлением своего таланта; "непривлекательный" расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а "привлекательный" как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной - как насмешку.

4. Я-концепция является источником ожиданий. Она влияет на прогноз человека относительно того, что должно с ним произойти. В соответствии с Я-концепцией человек рассчитывает на успех или неудачу: "Я, как обычно, провалюсь" или "у меня все получится".  Она позволяет ему предвидеть свои реакции: "Я испугаюсь", "Я расплачусь", "Я отнесусь к этому спокойно". Я концепция навязывает человеку прогноз по поводу отношения и поведения людей в его адрес: "Меня никто не полюбит", "Надо мной будут смеяться", "Меня оценят высоко".

Нередко такой прогноз обладает свойством самоподтверждающегося пророчества: человек, ожидающий, что его будут критиковать, ведет себя неуверенно (или вызывающе) и действительно тем самым вызывает критику в свой адрес. В таком случае Я-концепция не столько позволяет предвидеть последствия, сколько провоцирует их.

Я-концепция оказывает влияние практически на все аспекты жизни человека, и это вызывает необходимость изучения законов ее развития, функционирования, а также – разработки способов коррекции. При этом, особый интерес вызывает эмоциональный аспект Я-концепции – самооценка. В соответствии с представлениями многих психологов и психотерапевтов,  (Бернс Р., Роджерс К., Куперсмит 1967перечислить из Бернса) позитивное отношение к себе считается базой для достижения успеха в жизни, реализации своих способностей в профессиональной деятельности, счастья в семейной жизни. Поэтому,  задача педагогической, психологической и психотерапевтической помощи всегда связана с повышением самооценки, самоуважения, самопринятия клиента.

Необходимо отметить, самооценка может трактоваться как "завышенная" или "заниженная" только в тех случаях, когда существует объективный норматив оценивания успехов или качеств человека: например, в педагогической практике.

Психологическая оценка, в отличие от педагогической, субъективна: одного человека свой рост в 185см будет радовать, а другого может огорчать. Нет оснований считать, что у первого – завышенная самооценка, а у второго – заниженная. Самоотношение, будучи по своей природе субъективной оценкой, не предполагает возможности установления его адекватности. Если человек принимает свой стиль жизни как данность, уважает себя за силу и принимает себя, несмотря на имеющиеся недостатки, он оказывается более устойчивым перед лицом проблем и способным к преодолению трудностей.

Использование понятия «завышенная самооценка» в практике социальной работы представляется крайне нежелательным, поскольку может подталкивать специалиста к намерению ее снизить у клиента, не помочь ему, а напротив – помешать.

Изучен ряд механизмов и закономерностей формирования позитивной Я-концепции.

Усвоение внешних оценок. Суть этого механизма в усвоения ребенком оценок и мнений, звучащих со стороны значимых других. «Значимые другие» это люди, которые важны и значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на их жизнь. Одобрение создает позитивный образ Я а постоянное порицание — понижает самооценку. Значимый другой не только отражает ребенка, но и побуждает оценивать свои действия и себя самого с помощью обратной связи.

Недовольное выражение лица, вербальная критика, физическое наказание, лишение  желательного предмета является негативной обратной связью. Если она направлена на личность ребенка, снижается его самооценка. В меньшей степени опасна критика, ограничивающаяся описанием ошибок и негативных последствий поведения ребенка без оценок его личности.

Улыбка, словесная похвала, одобрительный жест, подарок являются позитивной обратной связью. Если ребенок «награждается» позитивным отношением с условием, что он совершил конкретный поступок, такая награда служит для него стимулом для повторения этого поступка. Однако если значимые другие проявляют позитивное отношение к ребенку только «в награду», это формирует у него негативное отношение к себе. Безусловно положительное отношение помогает обрести ощущение собственной ценности.  (Роджерс, Джеймс, Кули, Мид)

Социальное сравнение. Человек постоянно испытывает потребность оценивать свои способности, сравнивая себя с людьми из непосредственного окружения или с иными лицами (Фестингер). Особо ясно и отчетливо осознаются те характеристики, которые делают человека непохожим на свое окружение, отличают его от некоего подразумеваемого им среднего.

Сравнение предполагает наличие некоторого соперничества, которое в ряде случаев может быть вполне оправданным, но часто – не имеющим оснований. Тенденцию воспринимать других людей соперниками в ситуациях, которые этого не требуют, с людьми, не являющимися реальными соперниками, называют невротическим соперничеством (К.Хорни). Люди с установками на невротическое соперничество часто направляют свои действия против других людей, стремятся избегать контактов и конкуренции, стремятся найти защиту и спокойствие в эксплуатации других. Негативный эмоциональный фон возникает при осуществлении тенденции связанной с реализацией сопернических отношений.

Важная задача при оказании психологической помощи – выработка установок на сотрудничество с другими и способности позитивно оценивать себя несмотря на отличия от других.

Самоатрибуция. заключается в приписывании себе качеств и оценок, объясняющих совершенные поступки.

Литература:

  • Чеснокова И.И. Самосознание личности./ Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974.
  • Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание – М.: Прогресс 1983.
  •  Столин В.В. Самосознание личности – М.: МГУ, 1983.
  • Кон И.С. В поисках себя – М.: ИПЛ, 1984.

Что интересного на портале?