Рубрика "Вести с кушетки": Жизнь в чемодане

Некоторое время назад ко мне обратился мужчина с весьма странным запросом для психолога, тем более с психоаналитическим уклоном: восстановить воспоминания о дне веселой попойки с коллегой в честь заключения договора о многообещающем сотрудничестве, в результате которой был потерян весьма ценный предмет (обзовем его чемоданом),жизньбез которого была бы для клиента весьма и весьма затруднительной.

Любой разбирающийся специалист сразу бы отказал, сославшись на нереалистичность запроса и понимание, что магия, эксрасенсорика, а тем более волшебное возвращение памяти с помощью "Омута памяти" далеки от психологии, но ваш покорный решил все-таки выяснить, что же на самом деле скрывается за этой, казалось бы, магической и не имеющей к реальности, проблемой. Были назначены день и время встречи. И вот, встреча состоялась.

У меня на пороге стоял полный, лысый, по-доброму и с хорошо скрываемой тревогой смотрящий на меня, со вкусом одетый мужчина средних лет, опирающийся на богато украшенную трость. Я пригласил его в кабинет и работа началась.

С самого начала клиент поведал важные факты из собственной биографии, наполненные хорошо скрываемым отчаянием потери, самообвинением и акцентом на собственном "спокойствии" при тяжелых жизненных ударах, а также при потере своего чемодана, где была "вся его жизнь". Помимо этого последовала история о приобретении "волшебной" трости, ставшей неотъемлемым спутником жизни этого человека. 

В ходе сеанса стало понятно, что человек на самом деле занимается не поисками куска ткани с завернутыми в него кусками бумаги, пластика и кремния, а скорее, ищет себя, собственную идентичность, которую он утратил в относительно раннем периоде жизни. Во время работы меня преследовало каждый раз двоякое чувство: то я вижу самого Будду перед собой, образец спокойствия, взвешенности и мудрости, то маленького мальчика лет четырех, в бессилии описавшегося посреди песочницы, где дети-хулиганы постарше отняли у него ведерко, с помощью которого он делал куличики на радость себе (причем это сравнение клиент активно подтверждал каждый раз, даже обращался к этой метафоре). Если говорить о чувствах, вызываемых моим клиентом, я испытывал то уважение и благоговение, то жалость и желание защитить и пожалеть его, помочь ему показать самого себя, особенно после истории клиента про появление красивой клюки. На моих глазах разворачивалась трагедия человека задавленного, непризнанного, униженного, кастрированного и взявшего на себя роль того, кем он даже не думал и являться. И вполне объяснимо, почему в его жизни было столько тяжелых потерь: то жуткая автокатастрофа, в которой он остался жив, оставшись калекой, а его друг погиб; то уход супруги с детьми, с которыми он практически не общается; то угроза потери бизнеса с набором долгов на астрономические суммы, лишь бы это дело осталось на плаву; наконец - потеря чемодана. Все то, чего он добивался и к чему стремился - никак не было связано с его Я, с ним самим, только потому что мальчик, который подавал большие надежды для других, стремился соответствовать этим надеждам для других, а слушать себя и принимать решения исходя из собственного Я его никто не научил. Если говорить на языке психоанализа, в его психике присутствовало сильное Ложное Я, которое фактически взяло контроль над его психической жизнью. И логично, что получилось, что вся жизнь и личность этого человека находятся в маленьком чемоданчике, потерянномгде-тов спальном районе Москвы. 

Но Истинное Я моего клиента давало о себе знать, говоря ему, пускай, такими жестокими и бесчеловечными методами, что тот путь, которым он решил пойти,- ложен и продиктован скорее плохими объектами, с которыми у него сложились отношения в раннем детстве, и стоит обратиться к себе, найти собственную идентичность, к развитию которой имеет смысл приложить силы. 

Идентичность - одна из ключевых структур нашей личности. Она отвечает за наш социальный статус, наши умения, личные качества, оказывает огромное влияние на нашу жизнь в целом. Идентичность бывает как профессиональной, где мы видим себя как специалиста в определенной стезе, так и жизненной, где мы видим себя человеком, имеющим какое-то отношение к аспектам собственной жизни (к себе, обществу, семье, отношениям с близкими и так далее). Фактически, идентичность - это та самая структура, дающая нам ответы на вопросы "Кто я в этом мире?" и "Зачем я здесь?". И в некоторых случаях поисками идентичности некоторые люди занимаются всю свою жизнь так и не отыскав ответов. 

В случае с моим клиентом, Ложное Я этого человека было настолько сильно, что подавляло Истинное Я, при этом не находя конфликта с Идеалом Я и Сверх Я, поскольку являлось частично их продукцией и подчинялось полностью требованиям этих инстанций. Я увидел глубокое недоумение и растерянность на мое предложение рассказать о себе, поскольку он не видел себя в собственной жизни. Он видел себя только в трех вещах: неудачном бизнесе, собственной инвалидности и беспомощности (в которой он никак не сознавался на первых порах, но на которую активно намекал). Он не осознавал себя как человека, способного чувствовать и видел исключительно собственные функции, как будто он был "слеплен" исключительно в целях следования интересам первичных объектов. В его словах даже изредка проскальзывало выражение "тряпичная кукла", когда он пытался описать себя.

Если говорить об идентичности этого господина как мужчины, то мы также видим интересную закономерность: так как он чувствовал себя неполноценным как мужчина, в результате автокатастрофы у него появилась клюка, причем богато украшенная, к которой он относился с огромным трепетом. Этот аксессуар в наибольшей степени напоминал ему о том, что он потерял не только друга, но и собственное мужское достоинство, компенсацией которым эта трость, собственно, и являлась (в противном случае, он не относился бы к ней с таким большим вниманием и благоговением). 

"А что с чемоданом?",- спросит внимательный читатель и будет прав, хотя тут вполне понятно, что же на самом делечемоданзначил для моего клиента. Он в глубине души ненавидел то, чем занимается,- свой ложный путь, и бессознательно осознавал ненужность навязанной ему идентичности и всячески искал способ избавиться от нее. Вот и нашел: напившись до беспамятства с другом оставил его на просторах одного из спальных районов Москвы. Взяв за символ идентичности этого мужчины ведерко для изготовления песочных куличиков в детстве, отнятое хулиганами, можно проследить связь с потерянным чемоданом, только в другом ракурсе: истинная идентичность его была отнята кем-то сильнее его и заменена на ложную,- чемодан, полный документов в бумажном и электронном виде, являющийся ложным отражением личности нашего героя, которое, к тому же, устраивало всех кроме него. В своей работе, соответственно, я увидел одной из целей возврат клиентом утраченной истинной идентичности, над чем мы усиленно трудимся о сих пор.

Если читатель волнуется за имущество нашего героя, то смею уверить: злочастный чемодан, само собой, нашелся на следующий день, благодаря не моим непосильным трудам, а благодаря расторопности сотрудников правоохранительных органов, поскольку был оставлен моим клиентом непосредственно перед входом в отдел полиции будучи в алкогольной амнезии.

А насколько оказался ценен для нашего героя этот чемодан в дальнейшем и сыграл ли он какую-либо роль в дальнейшей его жизни - совсем другая история...

Грязев Юрий

Что интересного на портале?