Редукционизм врача.

   Помните фразу из монолога про отечественную стоматологию советского артиста А.Райкина: «Один вырывает, второй примеряет, третий коронки штампует, а за дикцию никто не отвечает»?

   Эта фраза демонстрирует верх врачебного редукционизма и его закономерный и сомнительный (с т.з. пользы для больного) результат.

 

Редукционизм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя специфику более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример — планетарная модель атома).

Редукционизм как философский подход исторически потеснил холизм — систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596—1650). Вот пример его рассуждений: «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (то есть машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует».

 

Холи́зм (от др.-греч. ὅλος, «целый, цельный») — философское учение, рассматривающее мир как результат творческой эволюции, направляемой нематериальным «фактором целостности». 

Весь мир с точки зрения холизма — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности. Соответственно, развитие мира должна направлять некая внешняя по отношению к нему сила.

Холизм господствовал в европейском мышлении с древности и до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира», или же «микрокосм в макрокосме».

С развитием науки и распространением редукционистских идей холизм был осмыслен как отдельное учение, оценен как не имеющая практической ценности философская концепция и вытеснен из массового сознания.

Массовый интерес к идеям холизма возродился заново в XX веке. Основоположником современного холизма является Я. Смэтс, который процитировал слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

(Википедия)

 

   В современной медицине можно наблюдать торжество редукционизма во всей красе. Вся практическая медицинская деятельность поделена на «моё-немоё»: области и секторы влияния врачей-СПЕЦИАЛИСТОВ. И, что немаловажно, процесс сегментирования не закончен; он неуклонно прогрессирует.

Под воздействием аргумента «необходимости специализации», растет количество врачей, которых УЖЕ и врачами то назвать нельзя. –«Узкие спешиалисты»!

О проблеме "узкой специализации" писал замечательный отечественный терапевт Владимир Харитонович Василенко:

--Вследствие особенностей мышления при узкой специализации врача, тот иногда забывает, что человек—это единое целое, личность; при этом его внимание сосредотачивается только на одном органе (сердце, желудок и т.п.) или одной болезни либо на одном только методе диагностики или лечения и т.д.; он углубляется в изучение «молекулярных нарушений», но упускает из виду организм, психику (Введение в клинику внутренних болезней. 1985., стр. 15).

Как пример редукции целостного понятия «врач» (диагност и лечебник, для взрослых и для детей), многочисленные ответвления «специалистов»; причем, чем «глубже» погружаются в специальность, тем «дальше» от своего профессионального ядра-идентичности:

 

 

    Теряя связь с истоками врачебного искусства, теряется и эффективность такого «врача»; несмотря на «достижения современной науки»--рост заболеваемости и хронификации населения продолжается.

    Именно редукционизм современной медицины, породил такой, широко известный среди пациентов, феномен «отфутболивания»: пациент вынужден «кочевать» от одного врача к другому, высиживая очереди, совершая бесконечные исследования и получая от каждого врача список покупки необходимых медикаментов. В итоге, и список исследований-анализов и список лекарств, оказываются значительными. Что ведет к растерянности пациента и недоумении того врача, который оказывается "последний" и вынужден как-то интегрировать, сопоставить разрозненные части головоломки под названием «врачебные рекомендации».

Как следствие, разочарование пациентов, которое формирует недоверие и, даже, враждебность к современной медицине (стоит только послушать разговоры больных в бесконечных коридорах поликлиник и все становится ясно).  (Также, любопытен семантический анализ расхожей фразы: «мне надо пройти врача»).

   В том числе и по этой причине растет число приверженцев нетрадиционной медицины и альтернативных оздоровительных практик среди пациентов и их родственников.

    Как итог, ширится пропасть между пациентом и врачом; исчезают предпосылки для создания рабочего альянса, который является основой основ для конструктивного терапевтического взаимодействия, обеспечивающего успех всего лечения.

 


Что интересного на портале?