Психологическая консультация родителей дошкольного возраста

      Как показывает практика, в психологическую консультацию родители начинают обращаться, когда их ребенок достигает в своем развитии трехлетнего возраста. Такие обращения в основном связаны со следующими проблемами:

- ребенок не разговаривает;

- стал неуправляемым;

- появились невротические реакции (обгрызание ногтей, энурез и пр.);

- закатывает истерики;

- появились страхи (ночные, дневные).

          Вообще, все развитие детей дошкольного возраста взаимосвязано с деятельностью взрослого. Иногда родители пускают все на самотек, не зная того, что развитие речи, освоение предметной действительности и мира игры не возможно без сотрудничества, которое оказывается обратно пропорциональным детской беспомощности. Ребенок встает на ноги, начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, и общение родителей с ребенком теперь вращается вокруг режима, требований и условий, питания, здоровья, купания, одевания и пр.

       Случай из практики. В консультацию обратилась мама годовалого мальчика Н. (1,3). Мама решила выяснить, «насколько нормально развивается ее сын». Общаясь с мамами на детской площадке, она пришла к выводу, что у нее ребенок развивается не так, как другие малыши. Из обследования выяснилось, что беременность протекала в целом благополучно, за исключением позднего токсикоза, в частности, на восьмом месяце начался интенсивный набор веса женщины, стали появляться отеки, повысилось артериальное давление, появился белок в моче. Поскольку женщина уже была (по меркам сопровождающих ее акушеров) «позднородящая» (30 лет), весь последний месяц женщина провела на сохранении и рожала посредством кесарева сечения. Ребенок родился с весом 4110 г. и ростом 56 см. Мальчик с первых дней не взял грудь, первую неделю мама сцеживалась и кормила из бутылки. Далее ребенок перешел полностью на искусственное вскармливание.

       Женщина вместе с мужем и ребенком проживает в одной квартире с родителями, при этом мама, будучи тяжело больной, прикована к постели. Развитие ребенка, насколько смогла вспомнить мама, было следующим: голову стал держать примерно в 1,5 месяца, переворачиваться мог только с помощью в 4,5 месяца. Рос, со слов мамы, очень спокойным, положили – он лежит, посадили – он сидит, плакал только тогда, когда что-то болело или хотел кушать. Ребенок вообще не ползал, не умел садиться и вставать до11 месяцев.

    Из рассказов мамы было понятно, что малышу не давали вообще ни какой свободы, мама боялась сквозняков, ранений, ушибов и т.д. Поэтому везде и дома, и на улице ребенку не давали двигаться. К годовалому возрасту ребенок весил 11 кг и рост его 85 см.

       Развитие ребенка в условиях неадекватного воспитания почти всегда неизбежно приводит к букету невротических реакций, неуправляемости, агрессивности и т.д. Авторитарному родителю удобно управляться с ребенком младенческого возраста, который еще не ходит и не нарушает временного и пространственного поля взрослого. Как только ребенок начинает осваивать предметную деятельность – рисовать на обоях, открывать ящики шкафов, рвать бумагу, выключать и включать электроприборы и т.д., «неадекватный» родитель использует все известные ему средства наказания (от наказания словом до физического). При этом родитель редко задумывается о последствиях. А они не заставят себя долго ждать, и в ситуации кризиса трехлетнего возраста все проявления будут доведены до своего апогея.

         Именно этот возраст заставляет родителей чаще всего обращаться в психологическую консультацию с проблемами неуправляемости, непослушания, негативизма, упрямства и т.д., когда домашние в буквальном смысле слова не узнают своего ребенка.

        Родители, которые применяют в своей практике «японский» стиль воспитания (ребенку позволительно все), удивляются тому, что ребенок становится маленьким тираном и в присутствии посторонних людей может позволить себе упасть на пол, требуя игрушку или мороженое. Раньше же все позволялось и было все разрешено, почему сейчас нельзя? Ребенку невдомек, что есть, оказывается, моменты в жизни, когда «нельзя». Родитель теряется и не знает как себя вести.

       Другой ряд проблем, с которыми обращаются родители в психологическую консультацию, связан с посещением детского сада – это и отношения со сверстниками (агрессивен или наоборот боится общаться с детьми), постоянно плачет, в садике ведет себя  хорошо, а дома родители не могут с ним справиться, появились невротические проявления и т.д.

         Если охарактеризовать содержание психологической консультации, то в любом случае психологом будут проанализированы: ход развития дошкольника, его речь, память, мышление, возможности обобщения, общая осведомленность об обыденных вещах, пространственная и временная ориентировка и еще множество «мелких» умений. В зависимости от запроса предметом специального анализа могут стать двигательные, интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные возможности ребенка. Но, практически любой позитивный выход из проблемы развития дошкольника будет состоять в развертывании игры и совместной деятельности.

      И речевые нарушения, и становящиеся соматическими невротизация и психотизация, любые задержки развития и даже компенсационные возможности ребенка в полной мере зависят от развития ведущей деятельности. Не дорогие тесты и красивые игрушки, не суровое расписание образовательной программы, не «сказкотерапии» и их разнообразные производные, а именно ведущая деятельность в обрамлении близких людей – вот что необходимо дошкольнику для его психологического здоровья и нравственной полноценности. Нет необходимости фиксироваться на какой-то определенной игре («прятки», «жмурки», даже «дочки-матери»), но нужно чувствовать каждый день, что сегодня важно для ребенка: проиграть укол куклы не задень, но за две недели до похода ко врачу, разыграть на первое апреля дедушку и не улыбаться, хранить продолжительное время общую «тайну» и никому не сказать о ней, оставлять друг другу кусок вкусного торта пока он не засохнет.

        Иными словами, игровая среда, которую давно позабыл взрослый родитель, но о необходимости которой он все время подозревал, глядя, что готов «продать» его ребенок за волшебное приглашение «пойдем поиграем», и в самом деле является основным условием гармоничного развития и любой психотерапии в дошкольном возрасте. А задача психолога – всего лишь найти приемлемый выход для данной конкретной семьи и обратить внимание взрослых на важные детали, которые ими были упущены ранее.

 

Ваш психолог,

Кудина Елена.


Что интересного на портале?