Про страх смерти (2 часть)

Существует 2 основные защиты от страха смерти:

  1. Своя неуязвимость. Это состояние своей особенности из которой вытекает:

-компульсивный героизм, когда герой не боится ничего существующего, но боится (подсознательно) только «ничто», то есть смерти. И тогда все идеи о преследовании, гонениях следуют из чувства особости.

Например, клиентка 29 лет, приходит с сильным страхом, который поднимается в разное время суток, независимости от ситуации. Но изначальным пусковым механизмом, клиентка называет боязнь быть зарезанной, боязнь ножей с 5 летнего возраста, когда от пьяного отца мать прятала ножи и вилки под кровать. Несмотря на этот страх, клиентка достаточно успешна в жизни, семья, карьера, все своими силами в незнакомом, большом  городе.



-работоголизм, когда человек думает, что он живет, только когда работает. И все в жизни подчинено этой работе: семья, учеба, даже отдых, это только смена картинок, в любой поездке человек работает.

-нарциссизм, пока я главный, нужный, пока я на первых ролях (все равно где), я живу, как только я это потеряю, я умру.

-агрессия и страсть к контролю. «Страх смерти уменьшается убийством других» (Отто Ранк). Убивая, человек «выкупает» свободу от смерти.

За эту особость, человек платит чувством одиночества, отсутствием поддержки, неврозом успеха и др.

  • Вторая защита - Вера в существование «живой» воды, «волшебного средства», в исцелителя от всех болезней и в том числе от смерти.

 

Смерть нельзя рассматривать только в негативном аспекте. Ведь жизнь приобретает смысл только при наличии ее конечности. Когда мы знаем, что время жизни и наших сил ограничено смертью, то торопимся реализовать свой потенциал. Осознание личной смерти поднимает человека на более высокую ступень развития.

Ведь основные вопросы возрастного кризиса это «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Куда я иду в своей жизни?», «Зачем я здесь?» и др. Все это про жизнь и про смерть.

Столкновение со своей смертью, через болезнь, чрезвычайную ситуацию, через смерть близкого человека, может резко изменить жизнь человека, повлечь за собой значительные сдвиги в образе жизни, поменять приоритеты и даже ценности.

Люблю давать своим клиентам такое упражнение:



Ценности.

1 часть. Прошу написать 7-8 ценностей. И объяснить, чем это для него ценно, важно. Запоминаю или записываю. Например: Клиент называет ценность «Деньги» и объясняет – «потому что я чувствую себя более защищенным от неожиданностей. Более уверенным в жизни.»

«Тогда ваши ценности еще – это чувство защищенности и уверенности?»

На такое обсуждение может уйти целая сессия.

2 часть. После обсуждения, я прошу клиента про ранжировать свои ценности по значимости для себя (а не так как принято).

Затем я «забираю» у него  крайнюю по счету ценность и спрашиваю, как он будет обходиться совершенно без нее. Заменить чем то или может прожить вообще без этой ценности?

Здесь, в этом упражнении, мы не говорим напрямую о смерти. Но иногда, когда я «забираю» что-то очень значимое для клиента, это может быть семья (дети или родители), здоровье, деньги, работа, он говорит, что выхода нет и он не будет без этого жить. И тогда я ему предлагаю щадящий вариант: например, что близкие уехали в другую страну и с ними все хорошо, но он просто не сможет их видеть и с ними общаться долгое время.

Таким образом я забираю все ценности у клиента и задаю последний вопрос «Что у вас осталось?». Иногда клиент очень расстраивается и отвечает, что «ничего». И тогда опять можно дать для поддержки пограничного клиента небольшую интервенцию: «Но вы, сами у себя, остались?»

Один клиент (40 лет, ушел из семьи полгода как, 2 детей и запрос «Я не понял себя, почему я ушел»), когда я так его спросила, уходя, сказал мне со слезами на глазах «Спасибо, сегодня вы вернули мне, меня!»

В этом упражнении можно быть пожестче и помягче, это зависит от типа личности клиента, от его готовности работать над собой, от его запроса.

 

Еще одно из упражнений, которое быстро переворачивает сознание клиента от страха смерти в сторону жизни, это шкалирование. Я прошу нарисовать шкалу своей жизни и на одном конце ее написать дату рождения, а на другом дату смерти.

Как правило в этот момент наступает выброс адреналина, страх, ступор, у всех по разному, но разрыв шаблона происходит у всех. Кто-то задает вопрос, а это обязательно писать, или, как узнать эту дату, или начинают считать, сколько бы хотелось пожить и пишет себе на всякий случай побольше. Но этот момент и есть главный. Понимание конечности бытия встряхивает человека и дает возможность реализовывать свой потенциал, несмотря на страх.

С этой шкалой можно работать и дальше.

Например попросить написать даты, когда в его жизни были взлеты и падения. И поанализировать вместе с ним это, помогая найти точку опоры в себе. Можно предложить написать даты, когда клиент находился в таком же состоянии, как сейчас. Можно разделить возраст клиента на 2 части, затем каждую еще на 2 и еще раз на 2. И спросить какие негативные события были у него в эти даты.

Вариантов много, и все они о жизни и страхе смерти.

Очень важно, самому психологу свободно говорить о смерти. Если клиент отказывается думать и говорить о ней, он получает постоянную тревогу. Говоря и осознавая смерть приходит понимание, что жизнь не может быть отсрочена. Когда либо чего-то не можешь, то очень этого хочешь.

Психологу достаточно создать имитацию столкновения со смертью, чтобы клиент начал замечать свою жизнь, то, что находится вокруг него, ценить себя и свою жизнь.

 

Родина Галина