Платить ребёнку деньги за хорошие оценки или нет?



Конечно, далеко не все дети любят учиться. У многих из них по разным причинам наблюдается достаточно невысокая мотивация к учёбе. И порой некоторые родители принимают решение стимулировать своих детей к хорошим оценкам денежными выплатами. Одни устанавливают «таксу» за оценки 4 и 5. Другие ставят выдачу денег на карманные расходы в прямую зависимость от оценок. На первых порах большинство детей действительно начинает стараться получать хорошие оценки. Но их усердие, как правило, возрастает меньше ожидаемого, и длится не так долго, как рассчитывали родители.

Не секрет, что любой деятельностью человека движет мотивация. Если у человеканетпотребности, которую он стремится удовлетворить, оснований для проявления активности у него объективно нет. Чем важнее для человека потребность, чем большую значимость для него представляет результат, тем больше усилий и времени он готов потратить на достижение желаемого.  Если деятельность направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей, то и желание заниматься её больше. То же самое касается и учебной деятельности.

В основе учебной мотивации лежит несколько потребностей:

- познавательные: узнать что-то новое, интересное, удовлетворить любопытство

- эмоциональные: получить одобрение, похвалу, хорошую оценку

- достижения успеха: почувствовать удовольствие от факта достижения цели, от того, что справился с задачей, преодолел трудности

- саморазвития: приобщиться к новым знаниям, освоить новые навыки, научиться что-то делать

- социальные: завоевать авторитет и уважение в кругу сверстников, занять более высокое положение в группе.

Как видите, в этом списке нет такой потребности, как «заработать деньги, получить материальную выгоду». Все «выгоды» исключительно нематериальны.

Кто-то из родителей может мне сейчас возразить, сказав, что ребёнок должен научиться распоряжаться деньгами. Действительно, навык распоряжаться деньгами очень полезен для будущей самостоятельной жизни. Однако распоряжаться – это, в первую очередь, уметь их расходовать. Научить этому можно через объяснение основ планирования бюджета семьи, разъяснение статей расходов, порядка накопления и сбережения денег.

Предвкушаю и такое возражение: «Ребёнок с детских лет должен понять, чтоденьгидаются его собственным трудом». Согласна. Понимать это ребёнок должен обязательно. Однако учёба – это не тот труд, за который предусмотрена оплата.

С точки зрения экономического понимания заработка, труд имеет две формы: для себя и для общества. Когда человек делает что-то для себя, он не предъявляет обществу результат приложения своих сил. Он не выставляет на продажу ни результат труда, ни свою услугу по выполнению тойилииной работы. Устраиваясь на работу и предлагая работодателю свои знания, профессионализм, опыт, умения, он предлагает свой труд общественности. То же самое происходит и с продажей того, что человек изготовил, приложив свой труд.
Учится ребёнок исключительно для самого себя. Для того чтобы приобрести, только ещё приобрести те самые знания, умения и навыки, которые впоследствии он предъявит на рынке труда. Предлагать ребёнку деньги за учёбу, значит формировать у него в корне неверное представление о том, чем и как зарабатывают люди на жизнь. Выплачивая ребёнку деньги за хорошую оценку, родители, по сути, подменяют у детей учебные мотивы утилитарно-прагматическими.

 

Карманные деньги и успеваемость

Если родители хотят пробудить уребёнкастремление получить знания и хорошие оценки, правильнее будет обратиться к истинным мотивам учебной деятельности, которые я перечислила выше. А деньги давать просто как фиксированную сумму на карманные расходы.

Я не являюсь противником того, чтобы размер выплат на карманные расходы варьировался от результатов успеваемости. Ведь и размер стипендии зависит от успеваемости студента. Однако здесь стоит учесть важные факторы. Во-первых, нельзя лишать ребёнка карманных денег полностью из-за плохих оценок. Лучше установить фиксированный размер, неснижаемый остаток, неприкосновенную часть выплаты. За хорошую успеваемость сумма выплаты может быть увеличена тоже на фиксированную сумму.

Во-вторых, критерии определения «хорошей успеваемости» должны быть установлены чётко и не меняться в зависимости от настроения родителей. Критерии следует выбрать такие, которые не ставили бы в прямую зависимость количество полученных оценок 4 и 5. Лучше взять какие-нибудь средние показатели или, если ребёнок способен учиться без «троек», установить именно этот критерий. Имеет смысл оговорить и пропуски уроков без уважительных причин.

Третье  важное условие: не отказывать ребёнку в помощи с трудными заданиями, указывая ему на то, что теперь ему платят карманные деньги с учётом успеваемости, поэтому он об оценках должен заботиться сам.

Четвёртое условие состоит в том, чтобы в общении с ребёнком на тему учебы делать акцент на мотивах самой учебной деятельности, а не на оценках. Нужно  расспрашивать школьника о том, что нового он узнал на уроках, что ему показалось интересным, как у него складываются отношения с одноклассниками и учителями, подчёркивать его учебные достижения, хвалить, поощрять и пр. Это необходимо для удержания мотивации к учёбе на мотивах самой учебной деятельности.
Если вы не уверены в том, что сможете выполнить все эти условия, лучше не связывайте карманные расходы и успеваемость. Потому что ошибочными действиями в этом направлении вы скорее нанесёте вред морально-нравственным устоям ребёнка и его системе ценностей. Из любого ребёнка достаточно легко вырастить ханжу и циника. И успешнее всего в этом деле помогают как раз товарно-денежные отношения между ребёнком и родителями.

 

Что происходит в мотивационной сфере ребёнка, которому родители началиплатитьденьга за оценки?

Подмена учебных мотивов материальными отнюдь не будет способствовать тому, чтобы ребёнок устремился получать знания. Целью его учёбы станут деньги. А сами оценки – товаром, который он потом продаст родителям.

Если родители рассчитывают на то, что для получения хороших отметок ребёнок начнёт прикладывать больше усердия к освоению предметов, то они глубоко заблуждаются. Школьник, не нацеленный на получение знаний по предметам, будет искать любые способы, чтобы получить именно оценку: списывать на контрольных, пропускать уроки, к которым не подготовился и т.п. Знаний по предметам ему это точно не добавит. Ведь ему платят не за знания, а за оценку. Оценку же можно получить и обманным путём.

Другая тенденция, которая неизбежно будет проявлять в его учебной деятельности, связана с тем, что школьник будет стремиться получать хорошие оценки по тем предметам, которые даются ему легко. Те же, по которым придётся прикладывать больше усилий, будут игнорироваться, как и прежде. Иными словами, выплатой денег за оценки 4 и 5, успеваемость по всем предметам школьного курса вряд ли получится.

Кроме того, у ребёнка будет своя определённая мера того количества денег, ради которой он готов постараться. Если, к примеру, ему нужно накопить 1 тысячу на какую-то вещь, которую он хочет купить, то заработав эту сумму на оценках, его финансовый аппетит будет удовлетворён. А мотивы получить ещё некоторую сумму за оценки на время ослабнет, пока ребёнку не понадобятся деньги ещё.

 

Поэтому лучше прибегнуть к другим методам мотивации к учёбе. К тем, которые нацелены именно на мотивы учебной деятельности. Что это за методы и как их применять – тема достаточно обширная, и её освещение целесообразнее сделать в отдельной статье.

Комарова Светлана

Что интересного на портале?