НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО

ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье приводится новая концепция альтруистического поведения личности. В частности, прослеживаются природные, эволюционно-стабильные схемы альтруизма, рассмотрена принудительная составляющая альтруистической помощи, описан «невроз альтруизма», указана взаимосвязь разных видов альтруизма с агрессией, изучена интрапсихическая динамика при двух основных формах альтруистического поведения. Предлагаемая концепция альтруизма более полно схватывает суть рассматриваемого понятия и систематизирует основные данные, известные про альтруизм к сегодняшнему дню.

Ключевые слова: альтруизм, формы и виды альтруизма, альтруистическое поведение личности.

Постановка проблемы.

В современном мире достаточно много проявлений альтруистичного поведения: преподавание и лечение, воспитание и поддержка слабого, сиблинговая забота друг о друге, родительская опека, ранговые союзы, самопожертвование в военное и мирное время, мужская забота о женщине, меценатство и благотворительность, уплата налогов и «добровольные» отчисления сильному и др. Даже первое, приблизительное рассмотрение перечисленных понятий уже указывает на их разнородность и разноплановость. Тем не менее, все это различные проявления одного и того же феномена − альтруизма, исследованию сущности которого посвящена данная статья.

Анализ исследований и публикаций.

Информации по альтруизму не так уж и много. В рамках этологии альтруистическое поведение изучали I.Eibl-Eibesfeldt, W.D.Hamilton, A.Gouldner, R.L.Trivers, M.Ridley, R.Wright, М.Л.Бутовская, О.А.Гильбурд, В.Р.Дольник, Г.В.Правоторов, А.И.Протопопов, Х.Харбах, В.П.Эфроимсон. Однако данные этологической науки носят скорее не доказательный, а наблюдательный и вероятностный характер и в психологии могут быть использованы только опосредовано. В философии проблему альтруизма исследовали с позиции этических максим поведения (И.Кант, О.Конт, В.Соловьев, А.Швейцер и др.). В психологии подходы к альтруизму можно классифицировать по трем большим группам: 1. социально-психологические модели альтруистического поведения, рассматривающие его как механизм, регулирующий взаимный обмен и базирующийся на общечеловеческих нормах поведения (Д.Майерс, Р.Чалдини, А.Gouldner); 2. глубинно-психологическое понимание альтруизма как механизма, защищающего слабое Эго субъекта (Д.В.Винникот, М.Кляйн, К.Меннингер, А.Фрейд, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Хорни, К.Г.Юнг); 3. психологическая трактовка альтруизма, расширяющая взгляд на этот феномен с позиции установки и направленности личности, формирующейся в процессе деятельности человека, а также рассматривающая его как механизм кооперации (В.С.Агеев, Г.М.Андреева, Л.Н.Антилогова, А.Г.Асмолов, А.Ф.Бондаренко, Л.И.Божович, Б.И.Додонов, З.С.Карпенко, А.Н.Леонтьев, С.Д.Максименко, Н.Н.Обозов, К.К.Платонов, А.В.Петровский, Н.И.Сарджвеладзе).

Однако во всех перечисленных подходах не выработано единое понимание того, что можно называть актом альтруизма; понимание самого альтруистического поведения в значительной степени релятивно, то есть альтруизм интерпретируется с позиции этических норм конкретной культуры; не исследованы и тем более не систематизированы различные виды альтруистического поведения; не изучена его связь с агрессивным, кооперативным, конформным, половым и пр. формами поведения и т.п.

Кроме того, альтруизм, являющийся по мнению целого ряда ученых (У.Бийон, Дж.Бьюдженталь, Р.Кочюнас, С.Фоулкс, И.Ялом) одним из центральных феноменов психотерапии и значимым терапевтическим фактором, недостаточно исследован с позиции этого вида психологической практики. Не выяснен его специфический вклад в корригирование проблем и личности самого клиента, не определено его влияние на процессы группообразования, не изучено взаимодействие с другими психотерапевтическими феноменами. Более того, до сих пор не исследована тема взаимовлияния альтруистических процессов и групповой динамики, тогда как вклад агрессивной составляющей в динамические процессы психотерапевтической практики описан еще в середине и конце прошлого века (К.Роджерс, К.Рудестам, К.Левин, С.Фоулкс, В.Шутц, И.Ялом). Отдельным аспектом, который требует научного внимания, является формирование в процессе психотерапевтических сессий здоровой альтруистичной позиции у клиента, при одновременной дезактуализации у него принудительных и негативных компонент невротического альтруизма.

Таким образом, теоретическая и практическая актуальность разработки концепции альтруистического поведения личности обусловлена отсутствием в современной психологии системных исследований альтруизма, специфики его проявления в различных сферах человеческой активности, изучения взаимосвязи с другими формами и видами поведения и деятельности человека.

Изложение основного материала.

Ряд наших теоретических и практических работ [1-2;4-11], исследований и наблюдений, а также анализ собственной психотерапевтической практики [3] позволили нам утверждать, что:

  1. Альтруистическое поведение − это социальное поведение личности, связанное со значительной уступкой ресурса в пользу более ценного объекта. На наш взгляд, существует две основных формы альтруизма, которые систематизируют его виды. Альтруистическое поведение относится к природной форме, когда в качестве «более ценного объекта» выступает внешний объект (ребенок, родственник, представитель референтной группы, некая группа, общество в целом и т. д.). Если «более ценным объектом», в пользу которого осуществляется уступка ресурса, является внутренний объект (некоторый норматив поведения, Эго-Идеал, интериоризированный и вошедший в структуру СуперЭго внешний объект − референтный Другой, объект идеализации и т.п.), то такой альтруизм относится к социальной или культурно-заданной форме поведения. Дополнительно две названные формы альтруизма можно различить по целому ряду характеристик: а) по степени врожденности/приобретённости; б) по качеству переживаемого удовольствия от акта альтруизма; в) по источнику мотивации подобного поведения.
  2. Природная форма альтруизма имеет своим основным источником мотивации Ид; культурно-заданный тип альтруизма совершается в результате динамического взаимодействия Эго и СуперЭго, при этом мотивация подобного поведения исходит из СуперЭго. Тем не менее, общим для любого типа альтруистического поведения является то, что конечная цель альтруистического поступка связана с разрядкой напряжения во внешней, либо внутренней динамической системе. Сам же альтруист, в результате совершения акта бескорыстной помощи всегда испытывает удовольствие: в одном случае оно связано с разрядкой напряжения от реализации врожденного типа реагирования (природный альтруизм); в другом − имеет моральную/духовную окраску и связано с разрядкой динамического психического напряжения, когда Эго отвечает требованиям более высокой психической инстанции (культурно-заданный альтруизм). Последняя ситуация характеризуется ещё и тем, что «альтруистичное Эго» получает поддержку от СуперЭго, а сам альтруист испытывает чувства уверенности и личной силы, переживает внутренние моральные поощрения, чувство гордости за самого себя, у него снижается чувство вины и пр.
  3. Само альтруистическое поведение можно классифицировать по шести типам, которые распределены по двум вышеназванным формам альтруизма. К первой − природной форме альтруистического поведения относятся: а) родственный/родительский; б) половой; в) реципрокный/ранговый/коалиционный; г) принудительный виды альтруизма. Вторую − социальную или культурно-заданную форму составляют подлинное и невротическое альтруистическое поведение. Невротический альтруизм является результатом оборачивания первоначально эгоистических устремлений, которое происходит под давлением жесткого СуперЭго на Эго субъекта; истинное альтруистическое поведение характеризуется помощью другим с сохранением контакта с собственными потребностями и собственной самостью. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что виды альтруистического поведения, относящиеся к социальной форме, не только обладают более весомой культурной компонентой, но и, зачастую, противостоят врождённым альтруистическим схемам.
  4. Невротическое альтруистическое поведение или «невроз альтруизма» является вариантом психологической защиты, которая маскирует от слабого Эго субъекта его собственную агрессивную или эгоцентрическую мотивацию. Более того, альтруистическая мотивация не только может иметь защитный характер, но и, зачастую, сама камуфлируется целой системой защитных механизмов. Последний вариант возникает в случае принудительного деструктивного влияния архаических форм альтруизма на ослабленное Эго субъекта.
  5. Все виды альтруизма, относящиеся к природной форме, а также невротический альтруизм тесно связаны с агрессивным поведением и являются амбивалентными формами активности. Более того, между ними наблюдаются следующие взаимные переходы: мотивация альтруистичного поведения может базироваться на аутоагрессии, один из интрапсихических вариантов которой − чувство вины; существует особенный вид альтруизма, построенный на агрессии − вынужденный альтруизм; «избыточный» альтруизм может быть скрытой формой агрессии; агрессия может проявляться как сопутствующая реакция, присущая названным видам альтруистичного поведения. Особые переплетения альтруистической и агрессивной компонент позволяют говорить о том, что, зачастую, агрессия выступает лишь формой проявления альтруистической стратегии, и, наоборот, некоторые виды альтруизма реализуют в скрытой форме агрессивную реакцию.
  6. Наряду с агрессией альтруизм взаимосвязан со многими другими формами поведения, среди которых присутствуют процессы формирования иерархии, половое поведение, стремление к смерти и пр. Также альтруистическое поведение является альтернативной реакцией при различного рода стрессогенных, фрустрационных, кризисных и пр.воздействиях. В первую очередь, эта альтернатива задана в отношении к смещенной агрессии. Альтруизм выступает природной стратегией утилизации внутрисистемного напряжения, выполняет умиротворяющую функцию и снижает напряжение в социальных системах. За счёт вклада альтруистического поведения в гармонизацию иерархических процессов, оно усиливает структурные связи в группе, чем, вторично, увеличивает групповую приспособленность.
  7. Принудительные формы альтруистической мотивации личности лежат в основе выделенного в пределах психоаналитического подхода «влечения к смерти», особенно в тех ситуациях, которые связаны с фактическим либо субъективным изменением (в сторону ухудшения) психосоциального статуса субъекта. Актуализация стремления к Танатосу является естественной реакцией человека, который переживает «не лучшие ранговые времена» и базируется на механизме эволюционного отбора наиболее адаптированных индивидов.
  8. Высшим проявлением альтруистического поведения личности является подлинный  или истинный альтруизм. Данный вид бескорыстной помощи возможен только при зрелом Эго, которое сохраняет контакт со всеми внутренними импульсами Ид, своей Самостью, а также с директивами СуперЭго. Подлинный альтруизм личности всегда характеризует избыток внутренних сил, психического ресурса и позитивного самоотношения. Осуществление актов подлинного альтруизма влечет переживания морального и духовного удовольствия от поступка. В то же время, для того чтобы сформировать у личности готовность совершать зрелое альтруистическое поведение, у неё должна быть особо благоприятная система родительско-детских взаимоотношений, которые позволят интроецировать «стабильный хороший внутренний объект», способствующий преобладанию процессов отдавания в поле социальных связей конкретной личности. Субъекту подлинной альтруистической активности необходимо также укреплять собственное Эго и формировать в себе способность противостоять чрезмерному давлению нормативного СуперЭго. Зрелый альтруизм, без невротических проявлений и без крайних степеней принудительности, свидетельствует о духовной зрелости личности, её душевном богатстве и значительном гуманизме.
  9. Подлинный альтруизм всегда является морально-нравственным альтруистическим поведением и имеет про-общественную направленность. Охарактеризовать альтруистическое поведение как морально-нравственное возможно при выполнении ряда условий, к которым относятся: а) необходимость определения степени «альтруистичности» поступка с позиции целостной ситуации (социального контекста), в которой находился субъект поведения; б) соотнесение альтруизма с социальными нормами, принятыми в актуальной культуре; в) обнаружение специфических альтруистических эмоций, которые доставляют моральное и духовное удовольствие субъекту альтруистического поведения.
  10. Снизить побудительный потенциал вытесненных и защитных форм альтруизма, а также дорастить истинные формы альтруистической субъектности возможно в процессе психотерапии. Происходит это за счёт символического конституирования (СК) альтруистического поведения. СК помогает также субъективировать архаические части помогающего поведения посредством того, что выводит их на уровень осознавания, которое, в последующем, можно вербализировать, проанализировать и интегрировать в качестве подструктуры собственной личности.
  11. В пространстве психотерапии существует особые компоненты, обеспечивающие СК альтруизма. К ним относятся 1) конституирование альтруистической позиции в сетевой матрице сознательных и бессознательных отношений между участниками; 2) различные способы конституирования негативных и принудительных форм альтруизма в дискурсе и сопутствующих ему внеречевых явлениях; 3) реализация альтруистического поведения с помощью специальных правил и принципов психотерапевтического сеттинга; 4) конституирование альтруистического субъекта благодаря терапевтической функции контейнирования. Названные компоненты обеспечивают все возможные способы СК альтруизма в психотерапии. При этом в рамках психотерапевтического пространства клиент имеет возможность до-формировать подлинные виды альтруистической субъектности и отреагировать или дезактуализировать его негативные и императивные части.
  12.  В терапевтической группе существует значительное число символических, социальных эквивалентов и аналогов архаических моделей альтруистического поведения. К ним относятся: задействование «детско-родительких», сиблинговых и специфических гендерных отношений в переносе и обмен статусами в группе. С другой стороны, альтруизм является одним из важнейших терапевтических факторов работы группы, то есть без альтруистических процессов не может осуществляться сама психотерапия. Именно поэтому возможно утверждать, что терапевтическая практика насквозь пронизана альтруистическими процессами различного порядка и подпитывает ими всех тех, кто к ней прикасается.

Выводы.

Разработанные нами взгляды на альтруистическое поведение личности позволяют по-новому раскрыть сущность исследуемого явления. В частности, нами подробно изучены природные, унаследованные от наших эволюционных предков схемы альтруизма, рассмотрена принудительная составляющая альтруистической помощи, подробно описан «невроз альтруизма», исследована взаимосвязь разных видов альтруизма с агрессией, изучена интрапсихическая динамика при двух основных формах альтруистического поведения. Все сказанное позволяет нам утверждать, что наши концептуальные взгляды и положения образуют единую концепцию альтруистического поведения личности, которая более полно схватывает суть рассматриваемого понятия и корректно систематизирует все основные данные, известные про альтруизм к сегодняшнему дню.

Литература:

  1. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Альтруизм: так называемое добро. – Симферополь.: «Таврия», 2010. – 348 с.
  2. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Врожденная альтруистическая программа и её влияние на половое поведение человека. // Проблеми сучасної педагогічної освіти. Серія: Педагогіка і психологія. – Зб. Статей.: – Ялта: РВВ КГУ, 2011. − Вип.30. Ч.2. – С. 110-116.
  3. Кейсельман (Дорожкін) В.Р. Символічне конституювання різних видів альтруїзму в психотерапії.// Актуальні проблеми психології: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб. наук. праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка НАПН України/ за ред. С.Д.Максименка, Л.М.Карамушки. − К.: А.С.К., 2011. − Т. 1. − Вип. 30. − С. 302-306.
  4. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Сравнительный анализ различных видов альтруистического поведения.// Актуальні проблеми психології: Організаційна психологія. Економічна психологія. Соціальна психологія: зб. наук. праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка НАПН України / за ред. С.Д.Максименка, Л.М.Карамушки. − К.: А.С.К., 2010. − Т. 1. − Вип. 29. − С. 119-124.
  5. Кейсельман (Дорожкін) В.Р. Альтруїзм та ієрархія: взаємозв’язок понять. // Соціальна психологія. Науковий журнал/ Гол. ред. Ю.Ж.Шайгородський. − 2011. − №2 (46). − С. 104-110.
  6. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Природные или истинные виды альтруистического поведения. // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н.Каразіна. − серія: «Психологія». Випуск 45. 2011. №937. – C.120-124.
  7. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Социальные или культурно-заданные виды альтруистического поведения// Проблеми сучасної педагогічної освіти. Серія: Педагогіка і психологія. – Зб. Статей: – Ялта: РВВ КГУ, 2011. − Вип.29. Ч.2. − С. 116-122.
  8. Кейсельман (Дорожкін) В.Р. Вплив альтруїзму і агресії на поведінку «альф» і «омег» в сучасній кризовій ситуації. // Соціальна психологія. Науковий журнал/ Гол. ред. Ю.Ж.Шайгородський. − 2011. − №1 (45). − С. 88-93.
  9. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Альтруизм и влечение к смерти. // Проблеми сучасної педагогічної освіти. − серія: Педагогіка і психологія. – Зб. Статей. − Вип.30. Ч.1. – Ялта: РВВ КГУ, 2010. − С. 81-87.

10. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Альтруїзм і агресивна поведінка людини. // Соціальна психологія. №5 (43). − 2010. − С. 124-129.

11. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Психоаналитическое исследование альтруистического поведения. // Вісник Харківського національного університету ім. В.Н.Каразіна. − серія: «Психологія». Випуск 43. 2010. №902. – C.98-104.


Что интересного на портале?