Как улучшить коммуникацию между пациентом и врачом.
И.Шаповальянц, к.м.н.
Москва, 2014
Многим знакома ситуация, когда, будучи в кабинете врача на консультации, мы чувствуем себя некомфортно. Если же к плохому самочувствию и тревоге присоединяется еще и неприветливое отношение врача, его торопливость и негативный тон, то можно после консультации почувствовать себя только хуже.
Даже уверенные и хорошо информированные пациенты не всегда могут говорить о медицинских проблемах и задавать врачу интересующие вопросы. Во время медицинской консультации, многие люди чувствуют себя очень уязвимыми. Они часто опасаются, что, если не будут соглашаться с врачом или задавать вопросы, это приведет к негативным последствиям при последующем лечении. В результате пациенты воздерживаются от многих вопросов или обмена мнениями, и в конечном итоге, не всегда могут принять правильное медицинское решение.
Но все же хорошей новостью является то, что огромное большинство врачей понимают важность диалога с пациентом и уделяют достаточно времени на беседу. В то же время, 10-15 -минутные приемы, отведенные на консультацию в поликлинике, не всегда могут быть эффективными для оказания помощи людям.
Так возможно ли идеальное партнерство между врачом и пациентом?
Психологи, с их опытом общения и изменением неконструктивного поведения, готовы помогать в этой проблеме.
Они могут работать с пациентами, чтобы помочь им подготовиться к медицинским назначениям и вмешательствам и снизить тревогу и беспокойство. Всего несколько минут разговора с психологом помогут пациентам подготовиться к встрече с врачом, чтобы максимально использовать отведенное время для решения своей проблемы.
Вот несколько простых советов пациентам:
- Приходите на прием подготовленными. Интернет предоставляет такую возможность! Тогда диалог может быть намного более конструктивным.
- Приготовьте все имеющиеся данные обследования и выписки из предыдущих консультаций или госпитализаций
- Составьте список вопросов, которые хотите обсудить с врачом.
- Обсудите альтернативные методы лечения и последние достижения в интересующей Вас области.
- Попросите о дополнительной встрече, если останутся вопросы или сомнения.
Как показывает опыт и последние исследования в коммуникативной области, эффективная коммуникация напрямую влияет на положительные медицинские результаты. Хороший контакт с врачом обеспечивает настрой пациента на лечение, облегчение симптомов, контроль боли и удовлетворенность пациентов.