Как преодолеть трудности в обучении чтению?

Ни для кого не секрет, что в настоящее время система образования испытывает кризис на всех уровнях. В последнее время всё большее количество детей не справляется со школьной программой в начальной школе или испытывают значительные перегрузки, что зачастую приводит к неуспешности в учёбе, школьным неврозам, нарушениям познавательной деятельности и поведения.Одной из самых распространённых на сегодняшнийденьпроблемой обучения являются сложности обучения детей чтению. На второй план выступает нелюбовь детей читать. 
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ? 
Многие специалисты говорят о том, что ребёнок не любит читать, потому что: 
 в современном мире ребёнка окружает много «соблазнов», отвлекающих детей от захватывающего чтения - компьютеры, телефоны, планшеты, телевизоры; 
 не заложенная/неправильно заложенная база для лёгкого и увлекательного чтения; 
 дети не любят делать то, что им трудно. 
Что же кроется за понятием «трудно читать»? Как правило, это особенности развития ребёнка, не позволяющие в должной мере формировать навыки чтения: 
 недостаточно сформированное или отсутствие чувства ритма; 
 существующие трудности переключения артикуляционного аппарата; 
 сужения зрительного поля; 
 несформированность/недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия и слуха; 
 низкий уровень развития процесса звукобуквенного синтеза и анализа; 
 недостатки в развитии памяти; 
 неустойчивость произвольного внимания; 
 низкий уровень развития процессов мышления, восприятия, воображения; 
 недостаточный уровень речевого развития; 
Основными трудностями, с которыми приходиться сталкиваться при обучении детей чтению являются проблемы освоения техники чтения и сложности понимания прочитанного. 
КАКИЕ ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЕТ РЕБЁНОК ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ? 
 сложности в усвоении образа печатной буквы; 
сложность слияния слогов; 
 прочитывание справа налево (зеркальное чтение); 
 трудности присоединения к слогу согласного (например, со-к; ма-к; к-ра-н; ша-р-ф) 
 сложности слияния слогов в слова; 
различение слогов с мягкими и твёрдыми согласными, т.е. слогов с гласными 1-го (а, о, у, ы, э) и 2-го (я, ё, е, и, ю) при чтении; 
 сложности в соединении слов в предложения, в повторении предложения; 
 скандированное чтение; 
 выразительное чтение. 
КАКИЕ ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЕТ РЕБЁНОК ПРИ ПОНИМАНИИ ПРОЧИТАННОГО? 
понимание значения прочитанного слова; 
умение выделять непонятные слова из группы слов; 
 сложности в понимании смысла предложения, его повтор; 
 сложности в понимании прочитанного текста; 
 умение отвечать на вопросы по прочитанному предложению; 
 сложности в пересказе текста своими словами; 
 сложности в понимании скрытого смысла текста; 
 выразительное чтение. 
Многолетний опыт нашей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показал, что ребёнку можно привить любовь к чтению, несмотря на встречающиеся проблемы. Для решения данного вопроса нами были разработаны развивающие курсы для дошколят 3 – 7 лет «Школа звуковичков» и «Школа читариков». С целью коррекции возникших трудностей в обучении чтению и письма у младших школьников (1 – 4 класс) был разработан коррекционно-развивающий курс «Школа волшебника Могууса». Каждый курс решает те или иные поставленные задачи, направленные на снижение риска возникновения трудностей при обучении чтению и письму в школе. В основу коррекционно-развивающих курсов легли психологические, нейропсихологические, дефектологические, логопедические методы коррекции. В большинстве случаев, наши разработки используются для работы в минигруппах (6-8чел.), а также подгрупповой (2 – 4 чел.) и индивидуальной работы с детьми. 
Опираясь на результаты проведённой развивающей, коррекционной работы с детьми 3 – 10 лет, отзывы родителей и учителей, можно сделать вывод о том, что успешность ребёнка при освоении навыка чтения зависит от того, насколько грамотно сформирована база. 
Для повышения результативности необходим тесный контакт специалиста с ребёнком, понимание истинных причин его проблем, а также заинтересованность в конечном результате ребёнка, родителя и специалиста. Необходимо отметить тот факт, что формирование или коррекция навыка чтения требует ежедневных «тренировок» дома, т.е. закрепление полученных умений и навыков на занятиях, выполнение и проверка домашних заданий. 
МЫ ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ ДЕТЯМ, ИХ РОДИТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ УЧИТЕЛЯМ!



Что интересного на портале?