Ни для кого не секрет, что в настоящее время система образования испытывает кризис на всех уровнях. В последнее время всё большее количество детей не справляется со школьной программой в начальной школе или испытывают значительные перегрузки, что зачастую приводит к неуспешности в учёбе, школьным неврозам, нарушениям познавательной деятельности и поведения.Одной из самых распространённых на сегодняшнийденьпроблемой обучения являются сложности обучения детей чтению. На второй план выступает нелюбовь детей читать.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ РЕБЁНОК НЕ ЛЮБИТ ЧИТАТЬ?
Многие специалисты говорят о том, что ребёнок не любит читать, потому что:
в современном мире ребёнка окружает много «соблазнов», отвлекающих детей от захватывающего чтения - компьютеры, телефоны, планшеты, телевизоры;
не заложенная/неправильно заложенная база для лёгкого и увлекательного чтения;
дети не любят делать то, что им трудно.
Что же кроется за понятием «трудно читать»? Как правило, это особенности развития ребёнка, не позволяющие в должной мере формировать навыки чтения:
недостаточно сформированное или отсутствие чувства ритма;
существующие трудности переключения артикуляционного аппарата;
сужения зрительного поля;
несформированность/недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия и слуха;
низкий уровень развития процесса звукобуквенного синтеза и анализа;
недостатки в развитии памяти;
неустойчивость произвольного внимания;
низкий уровень развития процессов мышления, восприятия, воображения;
недостаточный уровень речевого развития;
Основными трудностями, с которыми приходиться сталкиваться при обучении детей чтению являются проблемы освоения техники чтения и сложности понимания прочитанного.
КАКИЕ ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЕТ РЕБЁНОК ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ?
сложности в усвоении образа печатной буквы;
сложность слияния слогов;
прочитывание справа налево (зеркальное чтение);
трудности присоединения к слогу согласного (например, со-к; ма-к; к-ра-н; ша-р-ф)
сложности слияния слогов в слова;
различение слогов с мягкими и твёрдыми согласными, т.е. слогов с гласными 1-го (а, о, у, ы, э) и 2-го (я, ё, е, и, ю) при чтении;
сложности в соединении слов в предложения, в повторении предложения;
скандированное чтение;
выразительное чтение.
КАКИЕ ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЕТ РЕБЁНОК ПРИ ПОНИМАНИИ ПРОЧИТАННОГО?
понимание значения прочитанного слова;
умение выделять непонятные слова из группы слов;
сложности в понимании смысла предложения, его повтор;
сложности в понимании прочитанного текста;
умение отвечать на вопросы по прочитанному предложению;
сложности в пересказе текста своими словами;
сложности в понимании скрытого смысла текста;
выразительное чтение.
Многолетний опыт нашей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показал, что ребёнку можно привить любовь к чтению, несмотря на встречающиеся проблемы. Для решения данного вопроса нами были разработаны развивающие курсы для дошколят 3 – 7 лет «Школа звуковичков» и «Школа читариков». С целью коррекции возникших трудностей в обучении чтению и письма у младших школьников (1 – 4 класс) был разработан коррекционно-развивающий курс «Школа волшебника Могууса». Каждый курс решает те или иные поставленные задачи, направленные на снижение риска возникновения трудностей при обучении чтению и письму в школе. В основу коррекционно-развивающих курсов легли психологические, нейропсихологические, дефектологические, логопедические методы коррекции. В большинстве случаев, наши разработки используются для работы в минигруппах (6-8чел.), а также подгрупповой (2 – 4 чел.) и индивидуальной работы с детьми.
Опираясь на результаты проведённой развивающей, коррекционной работы с детьми 3 – 10 лет, отзывы родителей и учителей, можно сделать вывод о том, что успешность ребёнка при освоении навыка чтения зависит от того, насколько грамотно сформирована база.
Для повышения результативности необходим тесный контакт специалиста с ребёнком, понимание истинных причин его проблем, а также заинтересованность в конечном результате ребёнка, родителя и специалиста. Необходимо отметить тот факт, что формирование или коррекция навыка чтения требует ежедневных «тренировок» дома, т.е. закрепление полученных умений и навыков на занятиях, выполнение и проверка домашних заданий.
МЫ ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ ДЕТЯМ, ИХ РОДИТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ УЧИТЕЛЯМ!