Эго-идентиность и самоопределение: анализ понятий.



Самоопределение представляет собой сложный феномен, непосредственно связанный  с выбором человеком своего жизненного пути. В наиболее общем виде его можно определить как готовность человека осознанно и самостоятельно планировать и реализовывать перспективы своего развития.

https://www.b17.ru/article/44062/

Центральным моментом позиции Э. Эриксона является представление об эпигенезе (процессе развертывания) жизненных сил человека. Развитие рассматривается им с точки зрения  сопровождающих его внутренних и внешних конфликтов, разрешение которых влечет за собой  усиление способности человека  к принятию решений на основе «собственных стандартов и стандартов значимых для него людей». 

Основным образованием эпигенетического развития является психосоциальная идентичность, ядром которой является  оформляющаяся в период юности  эго-идентичность.

Эго-идентичность – глубинный механизм целостности личности, который определяется Эриксоном так: «Чувство эго-идентичности есть вера в то, что  собственная способность поддерживать внутреннюю тождественность и непрерывность соответствует тождественности и непрерывности  того значения и образа, которые я вызываю у других» 

Анализ содержания  понятия эго-идентичности дан американским психологом  Н. Лейтесом . Он  выделил следующие аспекты эго-идентичности:

  • чувство собственного существования;
  • чувство своей «отдельности» от окружающих;
  • чувство качества, то есть понимание специфики предметов и явлений окружающего мира, людей и отношений между ними;
  • чувство отличия от других, которое связано с ощущением собственной индивидуальности;
  • чувство постоянства, которое подразумевает ощущение себя человеком во временно перспективе;
  • чувство целостности, связанное с комплексом ощущений себя как единого целого;
  • чувство связности, которое касается внутренних элементов того, что воспринимается как определенная психологическая целостность;
  • влияние представлений о себе на чувство самости;
  • стремление одновременно к постоянству и изменчивости.

Эго-идентичность,  определяется в концепции Эриксона как чувство и  принадлежит субъективному миру человека.

Психосоциальная идентичность отражает взаимодействие индивида с  внешним миром, идентификацию с окружением, определение  собственной социальной значимости  через принятие или непринятие  предлагаемых обществом ролей.

Таким образом, Эриксон, с одной стороны,  рассматривает идентичность,  как процесс, происходящий внутри индивида  и составляющий его внутреннюю сущность, а с другой -  как процесс, составляющий гармонию персональных переживаний и внешних событий.

Эриксон выделяет  восемь последовательных стадий развития, называя их кризисами развития. На каждой стадии происходит выбор между  позитивным и негативным разрешением базисного  конфликта,  исход которого определяется силой эго (на нее  влияют успешность решения возрастных задач на предыдущих стадиях  и социальное окружение на данной стадии).  При соотнесении данной концепции с традицией отечественной возрастной  психологии видно, что решение возрастной задачи в концепции Эриксона является,  скорее, результатом постепенного развития в соответствующий период (который может быть назван сенситивным). Определяющим в процессе развития является взаимодействие личного опыта и социальных факторов.

 Первые четыре стадии  развития по Эриксону соотносятся с выделенными Фрейдом оральным, анальным, фаллическим  и латентным периодами,  последующие три стадии  являются новыми в психоаналитической парадигме. Последовательность стадий такова:

Оральная стадия Она создает основу для базового доверия или базового недоверия. На этой стадии ребенок беспомощнее, чем когда-либо в жизни, для удовлетворения своих потребностей он нуждается в других людях.  Если его окружают заботливые, любящие и поддерживающие взрослые,  ребенок будет смотреть на мир с позиции общего доверия, если же он попадет в условия жесткой депривации, он будет недоверчивым.

Анальная стадия В ее рамках формируется самостоятельность, но если в период приучения к туалету ребенок сталкивается с постоянными наказаниями, это создает основу для развития нерешительности и стыда. Вместо того чтобы учиться полагаться на еще одну (внутреннюю силу принимать решения), жестко наказываемый ребенок сомневается в своей способности действовать успешно и независимо. 

 Фаллическая стадия- период формирования инициативности. У Фрейда данная стадия связана с необходимостью преодоления эдипова комплекса. Если на этой стадии ребенок подвергается жестким наказаниям, то вместо эффективного разрешения задачи отказа от  прегенитальной привязанности к родителям, закладывающей основы ответственности,  он  будет  испытывать чувства стыда и вины.

Латентная стадия является периодом формирования такого качества, как умелость, компетентность. Неуспех в решении возрастной задачи на этой стадии связан с формированием чувства неполноценности (если ребенок ощущает постоянную неадекватность своих действий.)

Стадия психосексуального моратория обозначает собой формирование идентичности или ролевое смешение. Успешное развитие приводит к формированию четкой эго-идентичности, неуспешное развитие ведет к рассеянному, непостоянному  ощущению себя.

На шестой стадии (Эриксон не дал специального названия последним трем из них) совершается базовый выбор между близостью и одиночеством, изоляцией. В этот период человек должен двигаться в направлении интимности.  Это требует уверенности в своей идентичности для того, чтобы суметь открыться другому человеку, а не защищать основания собственной  уникальности.

Седьмая стадия связана  с  генеративностью  или ее  противоположностью -  стагнацией.

Восьмая, заключительная стадия  знаменует собой достижение интегрированности эго (как принятия собственной жизни в ее уникальности и неповторимости) в случае успешного развития. Неуспешное развитие приводит к формированию чувства отчаяния от сознания неистинности оснований прожитой жизни,  а также того, что для их исправления осталось не так много времени.

 Психологическая безопасность, уверенность  в с себе обеспечиваются  возможностью позитивной идентифиации со значимыми другими. Особенно велика зависимость человека от окружения на первой стадии развития.

По ходу развертывания жизненных сил человека он приобретает  все большую устойчивость, независимость от внешних влияний и все большую способность  активно и самостоятельно строить свою жизнь (и выбирать свое окружение).

Позитивное решение  возрастных задач  позволяет человеку стать достаточно сильным для того, чтобы в конце жизни  принять себя во всей полноте проявлений. Однако негативное их  решение (хотя у человека и остается возможность изменения  негативного исхода на более поздних стадиях) ставит человека в зависимость не только от социальных условий, но и от прожитой жизни.

В концепции Эриксона жизненный цикл или эпигенез идентичности представляет собой развертывание жизненных сил человека в соответствии с определенным планом.

Важным для нас моментом является то,  идентичность, будучи результатом интеграции предшествующего опыта, становится  в дальнейшем способностью человека (ср. идею Д. Б. Эльконина о том, что созданный человеком предмет изменяет ситуацию действования и позволяет человеку овладеть ею). В период юности  развитие  идентичности достигается  путем  экспериментирования с различными образами себя, в постоянных пробах  действовать в соответствии с тем или иным образом.
Таким образом, сравнивая понятия эго-идентичности и самоопределения можно выделить следующие моменты:
формирование идентичности сопровождается процессом экспериментирования;самоопределениетакже происходит не сразу
самоопределение в юности – итог интеграции различных идентификаций;
самоопределение – момент выбора позитивного или негативного решения возрастной задачи (об этом моменте Эриксон упоминает, но не разрабатывает специально проблему перехода от одной стадии к другой);
самоопределение обеспечивает возможность дальнейшего развития (идентичность способна интегрировать новые идентификации)

 

Оленникова Виктория

Что интересного на портале?