Двойное осознание: элементы шаманизма в процессуальной работе

Частичный перевод (мой) статьи Райни Хаузера Dual Awareness: Elements of Shamanism in Process Work

Недавно возникший интерес к шаманизму и шаманскому целительству можно рассматривать как выражение нашего разочарования в традиционной психотерапии, которая разделяет здоровье, болезнь, духовность а также отделяет индивида от его/ее сообщества. Такая волна интереса к шаманизму может также указывать на необходимость включить более природные, естественные подходы, присущие малочисленным народам в разрешение мировых конфликтов. И в самом деле, в 1980 году,  Всемирная Организация Здравоохранения признала шаманские техники как равно важные наравне с западными методами лечения и работы с психосоматикой (Harner 1986:9). Очевидно, что мы ищем новую парадигму работы с индивидом, его/ее проблемами также как и новые пути разрешения глобальных и коллективных тем; парадигму, которая удовлетворит наше стремление к соединению с духом и смыслом и способную интегрировать наиболее полезные и успешные технологии, как в современной психологии, так и в древнем шаманизме.

Минделл говорит о том, что шаманизм и психология обогатят друг друга, если обе дисциплины сумеют установить отношения друг с другом.

Процессуальная работа комбинирует перспективы, точки зрения и методы обеих дисциплин и создает могущественный синтез на пути к новой парадигме для работы с людьми и окружающей средой.

То, что мы называем «шаманизм» и «психология» могут быть поняты не только как два различных взгляда на мир со специфической методологией для работы с беспокоящими призраками, но также как и два отдельных состояния сознания: одно, связанное с психологией наблюдателя и того, кто наблюдает за процессом; другое состояние сознание, которое позволяет нам проживать, становиться сновидческими переживаниями и проживание измененных состояний сознания. Процессуальная работа считает, что вместе они могут создать двухфокусный, бифокальный взгляд или дублированное осознание, которое является необходимым ингредиентом для нашего развития и роста, позволяющее нам стать или пробудить осознанного наблюдателя и участника космического танца.

Территория шамана это мифическое, коллективное измерение, где природа, реальность духа, жизнь и смерть реально и глубоко взаимосвязаны и едины.  Опыты посвящений включают ритуальные смерть и возрождение, духовные кризисы и здоровье понимаются в связи с духом и с сообществом, в котором живет человек, подготавливая шамана к тому, чтобы стать мастером изменять сознание.

«Мастер экстаза», как называет шамана Мирча Эллиаде, шаман может получать доступ к этому мистическому измерению для паранормального восприятия, для исцеления и благополучия племени. В измененных состояниях сознания, он покидает хронологическое время, тональ и попадает во время сновидения или нагваль, для того, чтобы вступить в контакт с духами и найти то, что было потеряно, то чего не достает в повседневной реальности.

Шаман открывает дверь в другой мир и отдается опыту, чтобы обогатить клиента или сообщество. Он служит духу и следует по зову духа в неизвестное. Когда они приносит послания духа из другого мира обратно в сообщество, он восстанавливает духовный баланс и таким образом восстанавливает ощущение благополучия.

 

Мы перешли в новое тысячелетие, где проблемы индивида и проблемы мира уже не могут быть разделены, психологи и народные (аборигенные) целители должны будут учиться друг у друга и сотрудничать как команда. Терапевты и целители должны учиться доверять и следовать природе, идти в неизвестное и временно оставлять повседневную реальность. Для шаманов может быть полезным изучать сигналы и работу с общением, коммуникацией и учиться понимать как его трансовые состояния связаны с процессом клиента, а также узнать больше о системе обратной связи. Для терапевта может быть важным временно отпускать его/ее аналитические инструменты и использовать свое чувственное осознавание, замечать сновидческие процессы и следовать зову своих измененных состояний сознания.

 

Процессуальная работа: Love of Nature

Процессуальная работа использует традиции и психологии и шаманизма – теорию коммуникации, современную физику, философию даосизма, уважает непостижимость и загадочность, которые проявляются в наших сновидческих процессах. Процессуальная работа старается служить природе, тотальности известного и неизвестного в любой конкретной ситуации. Чтит то, что находится близко к нашему осознанию и поддерживает то, что дальше от нашего осознания. Мы стараемся создавать интервенции в соответствии со структурой процесса и руководствоваться обратной связью клиента. В какие-то моменты процесс привлекает внимание к повседневной реальности, к истории, к рангу и привилегиям, к вопросам насилия и чувствам связанным с этими темами. В другие моменты – к Богу и духовным темам, которые обнаруживают себя и требуют внимания. Процессуальная работа пытается применять терапевтические и шаманские инструменты в соответствии с ситуацией.

 

Мы пытаемся привнести в настоящий момент то, что было утеряно, не признано или еще не было видимым и сделать это не только видимым, но и дать голос отвергнутым, непризнанным призракам и духам, которые оказывают влияние на людей, отношения, семьи и сообщества. Оба – и терапевт и клиент – используют свое внимание для того, чтобы замечать то, что заявляет о себе на периферии осознания и верят что внутри беспокойства, трудности, раны, травмы и желания содержится потенциал к трансформации, который имеет важное значение не только для индивида, но и для всего общества. Социальные и политические измерения неразделимы с точки зрения духа; только тогда, когда все голоса говорят, - тогда мы приближаемся к Богу.

 

Одним из ключей является «дублированное осознание» ("dual awareness"), которое связано с отстраненностью от (сновидческого процесса) и одновременно с вовлечением в сновидческий процесс.  Эта «уникальная человеческая способность»  (Frankl 1988:17) позволяет нам сделать шаг навстречу нашим переживаниям; она включает нашу способность смотреть на нашу собственную культуру глазами наблюдателя и в то же время быть частью этой культуры; это имеет отношение к осознанию единства и одновременно к признательности проявленному многообразию; это связано с внимательным осознаванием повседневной реальности, известного мира и способностью впрыгнуть в неизвестное и следовать ему. По словам Минделла, терапевт: «способен участвовать в происходящем и дистанцироваться одновременно». Он вовлечен в процесс, переживает измененные состояния сознания, и в то же время, является отстраненным наблюдателем, что позволяет ясно и трезво наблюдать свою вовлеченность. В этом смысле, мы можем сказать, что процессуальный работник одновременно и шаман и терапевт.

Минделл советует: «Ты должен сохранять трезвое восприятие, даже в процессе проживания измененных состояний сознания», так чтобы ты мог «находясь в проживании спонтанности, сочетая измененные состояния с бдительными, чуткими интервенциями
-  ко всему этому еще и замечать что относится к первичному процессу и ближе к осознаваемой области и что относится ко вторичному процессу и дальше от осознаваемой области".

 

Сочетая инструменты шамана и терапевта, процессуально-ориентированный терапевт старается сдвигать состояния сознания и может предлагать разные формы общения, в соответствии с тем, что диктует необходимость в конкретный момент для индивида или для сообщества. В «трансовых состояниях» он следует параллельно с невидимым и загадочным процессом и в повседневной реальности использует свое знание сигналов и теории коммуникации, прокладывая дорогу тому что отсутствует, упущено в основном направлении.  Слушая людей, фокусируясь на двойных сигналах и используя второе внимание2 терапевт ставит своей целью получение доступа к скрытым тенденциям, присутствующим как в его собственном опыте, так и опыте, переживаниях клиентов, и использует обнаружение этих тенденций для того, чтобы совершать точные и конкретные интервенции. Таким образом, процессуальная работа может выглядеть как шаманский опыт или как психотерапия, основанная на понимании процесса и обратной связи от клиента.

 

Множественные реальности

Каждое общество или сообщество, группа людей имеют свой уникальный миф, который иллюстрирует их коллективное сновИдение и отражает их психологический и духовный процессы. Такие мифы, совместно с нашими убеждениями, концептами и ценностями формируют, выстраивают наше особое представление о реальности и создают лицо сообщества. Эти мифы определяют то, что приемлемо, и является частью мэйнстрима (большинства) и то, что лежит за границами большинства. Терапевт/шаман признает и проживает оба течения - в культуре и в неизведанных просторах сновИдения – и изучает как они оказывают влияние на ситуации и создают различные ситуации.

 

Задача терапевта/шамана – замечать и наблюдать как эти разные мифы вступают в противоречие внутри индивида, создавая внутренний конфликт, также как и различные культурные реальности. Культура и системы ценностей сталкиваются не только в мире в целом, но и в наших отношениях друг с другом и в семейной жизни, а также внутри каждого конкретного индивида.  Индивид нуждается в том, чтобы быть терапевтом и фасилитатором, духовным человеком и социальным активистом в одном лице также как все эти разные уровни отражаются один в другом.

 

Процесс переговоров на краю осознания

Работа с краем – это процесс фасилитации, устанавливания отношений между внутренними конфликтующими аспектами – это одна из центральных тем в процессуальной работе. Минделл обращает внимание на важность работы с краем: «Если первичный процесс (первичная идентичность) не вступил в сознательный, осознаваемый конфликт со вторичным процессом, если край, граница, разделяющие два процесса (две системы убеждений) не проработана, - то раскол образуется снова и опять возникнут те же трудности, проблемы и конфликты» (Mindell 1987:48).

Для того, чтобы произошло устойчивое долговременное изменение нам необходимо посмотреть в лицо устойчивым системам убеждений, краям – которые охраняют наше повседневное представление о себе, нашу персону от духа и измененных состояний сознания. Для того, чтобы две части наладили контакт друг с другом – мы должны «вынуть их наружу» со своими идеологиями, которые защищают наше нормальное состояние и  охраняют нас от исследования и проживания нашей целостной природной сущности.

 

2 Внимание различается в соответствии с тем, на чем фокусируется. Первое внимание фокусируется на обыденной реальности, или поддерживает повседневную реальность, тогда как второе внимание сосредоточено на измененных состояниях и на сновидческом процессе. See Mindell 1993: 24-25.


Что интересного на портале?