Детские конфликты

Моим девочкам уже 6 и 9 лет и они чаще самостоятельно занимают себя в течении почти всего дня, прибегая на время еды или когда становится скучно или кто-то кого-то обидел. Ну если с первыми двумя пунктами справляться особого труда не составляет, то с детскими конфликтами приходится сталкиваться ежедневно - таковы особенности 6 -12 лет.

И вот чем хочется поделится сегодня:
Оказывается, что предоставлять им самим выбор как поступить это легче и эффективнее любого другого способа. Сколько сил у взрослого уйдет на то, что бы защитить младшего, найти виноватого, наказать виновника, прочесть мораль как нужно поступать, показать самому пример... Это действительно требует много энергии, мудрости и спокойствия. Но каково было мое удовольствие, когда я на практике научилась не вмешиваться в конфликты детей! Все что я делаю теперь это поддерживаю стремление разобраться в конфликте, даю возможность самим принять решение и придумать выход из создавшейся ситуации.

А если пошагово, то выглядит это примерно так:
1. Выслушиваю.
2. Задаю уточняющие вопросы о ситуации.
3. Показываю сочувствие ребенку: О, мне жаль что так получилось или да, мне бы тоже было бы не приятно (не обвиняя и не давая советов - это ядро метода!)
4. Спрашиваю что он будет делать теперь .

И , о чудо, ребенок немного помолчав или убегает с горящими глазами решать свой вопрос или начинает рассуждать или ребенок напрямую говорит: иди накажи виновного. Я могу сказать в этом случае: да, я поговорю с ..., А сейчас ты что будешь с этим делать? Ну и есть крайний случай - я зову к себе (не иду сама) всех участников и опять таки даю высказаться всем сторонам и спрашиваю что они будут делать теперь, как будут играть дальше. Ну в общем делаю всё что бы они стали самостоятельно рассуждать ( только правило: не произносить предложений, обвинений, выводов, угроз на будущее, не предлагать дать сдачи и т.д - это усугубляет ситуацию, в итоге не учит вести переговоры)

По факту мое участие сводится только к роли того, кто выслушает, посочувствует и даст "толчок" для размышлений что делать дальше.
Более того, по наблюдением за разрешением конфликтов, я убедилась, что мое участие совершенно необязательно, так как часто мои внутренние выводы и варианты решения конфликта были куда хуже ,чем их детские. В процессе поддержки диалога двух конфликтующих сторондетинаходили невероятно мудрые решения, которые устраивали часто две враждующие стороны, они мирились у меня на глазах без моих советов!

Свобода ребенку необходима! Свободу, т.е. ответственность за своё настроение, здоровье, досуг мы начинаем постепенно передавать ребенку уже с младенчества. А в возрасте 6-12 лет главное чему учится ребенок в коммуникации это КОНФЛИКТОВАТЬ. Это невероятно важный навык уметь говорить о своих желаниях и неприятных переживаниях, отстаивать свою позицию и действовать, когда чувство обиды зашкаливает, быть гибким в решениях и отступить если надо.

Взрослым лучше не боятся детских конфликтов, а даже радоваться: ведь именно в этот момент происходит обучение!

Направляйте ребенка на решение конфликтов, дав совет не делайте это за него.

Научившись в детстве самостоятельно отмтаивать себя и в будущем они смело и уверенно будут разрешать острые ситуации!



Что интересного на портале?