дети. инструкция по применению.

[/url]Дети. Инструкция по применению.

 

На тему воспитания детей книг написано, думаю, не меньше, чем философских трактатов, посвященных поиску смысла жизни и судьбам человечества. Но сколько бы мы ни умножали свои педагогические познания, наше ангелоподобное чадо умудряется вновь и вновь ставить нас в тупик. Есть такое хорошее русское слово: остолбенеть. Не знаю, можно ли точнее описать состояние современных родителей. Нет, конечно, случаются и с нами моменты блаженного взаимопонимания. И оставим эти драгоценные крупицы счастья неприкосновенными. Но какое бесконечное количество вопросов спешат задать психологу родители при первой возможности. Стоит разобрать одну ситуацию, как тут же возникают новые недоумения. И люди после обилия рекомендаций чувствуют себя еще беспомощней, чем до консультации. Потому что удержать в голове инструкции на все случаи жизни просто невозможно. Тем более, что даже самые мудрые советы — это чужой опыт. С удовольствием вспоминаю вопрос одного малыша: мама, мне вкусно это яблоко? Ну, и кто ответит? Поэтому каждая мама, если не поленится, может написать свое собственное пособие по воспитанию детей. И нет ни одной книги, ни одного психолога, которые заменили бы нам личный опыт. Единственное, на что стоит обратить внимание, это осознанность действий по отношению к детям. Как поступаю я сейчас и с какой целью? С другой стороны, чего бы ни касались наши требования или разногласия, важно сохранить эмоциональный контакт с ребенком, задавая себе время от времени простой вопрос: а мой сын (дочка) интересен мне как человек? Как бы ни раскинулись ветви нашей яблоньки, если мы подрубим корни, дерево погибнет. Если же нам удается из раза в раз сохранять эту ниточку тепла и доверия, то многие проблемы со временем исчезают сами собой. Секрет в том, что способность принимать своего ребенка каким бы он ни был, тесно связана с нашим отношением к самим себе. Если мы научились относиться с уважением к своей собственной судьбе, то сумеем научить этому и детей. И если есть у нас опыт переживания глубокого счастья и удивления перед жизнью, то нам даже не придется объяснять детям, что такое хорошо и что такое плохо. Они впитают это знание, просто находясь рядом с нами. И наоборот. Там, где для родителей вся жизнь — борьба, и борьба чаще проигранная, дети усваивают именно такой стиль жизни. Какие бы правильные слова из книжки мы ни говорили. Поэтому все маршруты педагогических путешествий неизбежно сходятся в точке знакомства с самим собой. И нет других инструкций по воспитанию детей кроме пути к пониманию своих потребностей и возможностей, наших страхов и нашего счастья.

 

Ольга Пчельникова