Дети и воспитание

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка самодостаточным, целеустремленным, отзывчивым, отважным, процветающим и счастливым человеком. Почему же не всегда получается так, как хочется?
 

Может быть потому, чтородителине видят в ребёнке личность, человека со своим характером, темпераментом, талантом и генетикой. Вместо того, чтобы помогать ребенку расти и развиваться в соответствии с заложенным в нем потенциалом, родители переделывают ребенка под себя, желая сделать его послушным и удобным в обращении.

Да, послушныйребенок– это удобно, где посадил – там и сидит, что сказали, то и делает. Послушный ребенок слушает всех, сказали ему – обмани – обманул, сказали ему – укради – украл, сказали ему выпей – выпил, а как иначе, ведь единственное, что он умеет делать – быть послушным. Как Вам такая перспектива?

Может ли послушный ребенок стать целеустремленным и самодостаточным? Бычком на веревочке — да, а вот целеустремленным и самодостаточным – вряд ли.

Для того, чтобы ребенок стал целеустремленным, самодостаточным и самостоятельным человеком нужно развивать, а не ломать его волю. Учить его сотрудничеству, а не подчинению. Тогда он будет выполнять Ваши требования не из страха, а из уважения.

Воспитание, основанное на страхе наказания, порождает агрессию, злость, ложь, но не прекращает нежелательное поведение. Ребенок видит в наказывающем родителе врага, а не помощника. Он перестает слушать постоянно кричащего и предъявляющего требования родителя. В результате вместо обретения контроля, родитель получает противоположный результат – его утрату. Дети слушают родителей, тогда, когда родители слушают детей.

Исключение из приемов воспитания наказаний не означает отсутствие контроля и требований со стороны родителей. Дети нуждаются в управляющем начале и контроле, но управление должно быть разумным, а не подавляющим. Для нормального становления собственного «Я» ребенку необходимо иметь как определенную свободу, так и уверенность в поддержке со стороны родителей.

Чтобы у ребенка была возможность полноценно развивать свои способности и таланты, Вам необходимо говорить ему, что:

— каждый человек индивидуален, поэтому совершенно нормально отличаться от других;

— не ошибается только тот, кто ничего не делает, поэтому ошибаться – нормально;

— вся жизнь человека сопровождается эмоциями, отрицательные эмоции — неотъемлемая часть личности, подавление отрицательных эмоций приводит к негативным последствиям для человека, поэтому проявлять негативные эмоции – это нормально. (при этом родителям необходимо научить ребенка уместному и безопасному способу выражения негативных эмоций);

— поскольку человеку свойственно стремиться к большему, то хотеть большего – это нормально. (Позвольте ребенку просить и договариваться о возможности получения желаемого, благодаря этому он научится вести переговоры и убеждать);

— наличие разума позволяет человеку думать, иметь свое мнение, соглашаться с мнением других или выражать несогласие. Говорить о своем несогласии – это нормально, важно только помнить, что главными в детско-родительских отношениях являются родители и последнее слово остается за ними.

У каждого ребенка свои способности и свои задачи, для достижения этих задач ему необходимо преодолевать препятствия. В результате преодоления препятствийребёнокприобретает свой собственный опыт и укрепляет свои силы.

Проходя испытания, ребенок развивает такие качества, как терпение, умение сотрудничать, умение помогать, прощать, исправлять свои ошибки и т.п... Если родители будут ограждать его от жизненных уроков, то ребенку будет очень трудно получить необходимые для построения желаемого им уровня жизни качества.

Трудно научиться прощать, если прощать некого, трудно научиться терпению и сотрудничеству, если все твои желания исполняются незамедлительно, трудно развить способности, если все за тебя делают другие, трудно научиться сочувствовать и уважать окружающих, если не видеть боль и страдания других, трудно стать упорным и целеустремленным, если нечего добиваться, трудно научиться исправлять свои ошибки, если их исправляет кто-то другой, трудно иметь чувство собственного достоинства и гордость за собственные достижения, если не встречался с трудностями, промахами и неудачами, трудно стать самодостаточным, если никогда не переживал отвержения.

Трудности и испытания необходимы для нормального развития детей, и задача родителей состоит не в том, чтобы оградить детей от жизненных испытаний, а в том, чтобы помочь им успешно преодолевать эти испытания и развиваться.


Елена Бархатова

Что интересного на портале?