Будущее (посмертное) состояние человека

Всё о православной  психологии  на  psyheo.by

    «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан.)      (1 Кор. 13;12)

О, сокровенная  от глаз  и   умов  людских  тайна тайн об  оставлении  человеческой  душой  бренного тела  для  продолжения  посмертного  существования  в  местах   света  и тьмы, определяемых  состоянием  души  и  её делами  на  земле.

О, великое  чудо посмертной  жизни,  которого «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцечеловеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2: 9)

О, невыразимая премудрость  высшего духовного призвания и предназначения человека к  жизни вечной  в  небесном  ли  граде «Новом Иерусалиме» в  окружении  Ангелов  и  сил небесных, воспевающих непрестанно Славу  Всевышнему,  в геенне  ли  огненной   в  окружении  демонов, духов  злобы  и тьмы, испытывающих души,  можно ли постичь  тебя   и говорить о  существе  будущего  века  и  состояния  языком грубых  синтаксических  форм и  рациональных  понятий?

Прежде, чем начать разговор о будущем или посмертном состоянии человека, следует сразу сделать оговорку о том, что не существует никакой возможности более – менее точно и правильно описать будущее состояние, как по  сути  духовное  из состояния телесного, как ниже естественного и грубого.

По существу будущее  состояние  человека во многом сходно и родственно сверхъестественному состоянию человека, но не в телесном (материальном) аспекте «Я», а в духовном  аспекте «Не я»  или «Мы», когда отсутствует тело, как  грубая  материальная  оболочка,  но сохраняется  осознание всей  полноты человеческой  личности.

Сам принцип воскресения предполагает конечно же не  возвращение обратно в  телесное эго состояние, что невозможно в  принципе по законом той  же  эволюции  и иерархии, а  переход в  некое  иное состояние  бытия, которое  принципиально  отличается  своей   мерностью  (измерениями), но во многом  тождественно  человеческому способу восприятия  и чувству  «реальности» бытия.

Не следует путать «новое» состояние человека  и будущее. Новое (обновлённое)   состояние, как  духовно-нравственное,  человек  может ощущать  ещё   при  жизни во плоти, совлекши с себя форму  «ветхого»  эго  человека. Будущее  состояние человек  может ощутить только за  гробом, перешагнув  порог смерти плоти.

Говоря  о будущем  состоянии, следует  сказать, что  с  точки зрения  психологии  существует только  метафорический  способ отражения  этого состояния через аналогии.

«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.» (1 Кор. 15;37-38)

«в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, влас не погибнет (Лук.21:18), и всё соделается световидным, всё погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Пётр остается Петром и Павел — Павлом, и Филипп  - Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем естестве и существе.» (Преп. Макарий  Египетский, Духовные  беседы)

«Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;  сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.». (1Кор.40:44)

О будущем состоянии человека даже  Апостол Павел, будучи облагодетельствованным многими дарами Святого  Духа,  не брался  писать что-то конкретно, а писал  иносказательно с использованием  параллелей, метафор и сравнений  «отдалённо, туманно, гадательно» и др.

 «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся  вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся».(1.Кор. 15;49-52)

Именно поэтому всё, что известно о будущем состоянии может быть почерпнуто только из Евангелия, святоотеческого предания и посланий Апостолов, лицезревших в Самом Христе после Его Воскресения  это  удивительное состояние человека.

Фраза  «не   все  мы  умрём» несколько настораживает двойственностью понимания  смерти  телесной  и душевно-духовной. 

Главной трудностью  описания  и понимания будущего состояния человека является отсутствие соответствующей терминологии и языка, который способен  был бы передать с одной стороны сущностную специфику будущей реальности в её  нематериальном  и вневременном аспектах, а с другой стороны  специфику самого  бестелесного  состояния  человека, как   состояния основных  сил  души (ума, чувства  и воли), лишённых телесного, т.е. психофизиологического и материального распространения, а   представляющих собой концентрированный энергийно-информационный субстрат. 

Даже такие понятия как «волновое» или «квантовое» состояние  ничего не могут сообщить  о посмертном состоянии человека, сбросившего телесную оболочку и оказавшегося  в иной реальности, в ином  качестве и состоянии во всей душевно-духовной, т.е. осознаваемой умственно и ощущаемой чувственно полноте своей личности.

Под  душевно-духовной полнотой следует понимать  полноту  нового качественного состояния, как бы заново воздвигнутого (воссозданного),  которое  теперь уже совершенно иное  - духовное,  а  не физиологическое и  потому обладающее  совершенно иными свойствами.

«вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа» (Преп. Иоанн Дамаскин, Точное изложение веры, Т.4)

Термин  вторичное  «воздвижение»  говорит  о том, что  после   прохождения порога  смерти, как   момента  разложения  (дезинтеграции)  тримерного телесно-душевно-духовного естества  человека, оно  будет  заново интегрировано  некими  высшими  силами, но уже в ином «агрегатном» состоянии при  сохранении сознания  личности и сердечного чувства.

Воля, как  желательная   сила  и  принадлежность  преимущественно телесного состояния  человека, в будущем  состоянии будет отсутствовать,  а  всё  существо личности  будет  сконцентрировано преимущественно в силе и ясности  мысли. Вот, собственно, почему состояние сознания  человека и качество его ума  на   всех  этапах  жизни человека, включая  и посмертный,  является определяющим по  отношению к прочим  силам души - чувству  и воле.

Говоря  об уме человека  в  будущем  состоянии, следует  сказать, что речь  идёт  конечно  же  не о  рациональном  уме  в эго состоянии от которого в  духовном  мире  нет никакого прока, а  о духовном  сознании, как бесстрастном  и очищенном от эгоизма и соответствующих  страстей души (гордости и тщеславия).

Для  эгоизма и страстного  эго ума  синергийно  нет  места  в  Царстве Божьем, как  эоне  славы Божьей  и торжества  духовно-нравственного закона (Закона  Божьего), но  есть место на  задворках  духовного   мира, где  «плач  и скрежет  зубов» (Мф. 8;12)  

Именно по этой   причине  глубина очищения  человеческого  ума от страстей и степень его духовно-нравственного совершенства ни много, ни мало,  а  определяет посмертную  участь  человеческой  души.

Можно лишь  предполагать, что страсти и эгоизм, как не синергийные (векторно) всепроницаемым и  бесстрастным божественным энергиям, говоря  языком  физики,  вызывают  эффект  «сопротивления», как   «проводники»  души, и потому  ощущаются  душой  гееннским «огнём» и «жжением».

Можно допустить, что именно страстностью - бесстрастностью души по  закону  соединения подобного с  подобным  и определяется место её окончательного пребывания в  загробном   мире  до Всеобщего Воскресения.

По преданию церкви посмертное воскресение должно совершиться по образу Воскресения Христова, когда воскресшее и как бы воздвигнутое заново естество Спасителя смогли воочию видеть и даже  осязать Апостолы и  ученики.

«Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги.» (Лк. 24;36-40)

Говоря о будущем состоянии человека, можно  в  известной  мере  пользоваться  и аналогией  духовных  сущностей ангелоподобной  природы. Святитель Феофан Затворнк напрямую  соотносил природу будущего состояния  с  ангельской.

«Его природа будет приближена к эфирной, ангельской» (Св. Феофан Затворник, Толкования на послания апостола Павла)

Для  любого человека должно быть понятно, что будущему   состоянию человека предшествует неизбежная  смерть плоти и прохождение мытарств души, именуемое испытанием «воздуха».   Основные вехи  души, разлучившейся с  плотью, в христианской  традиции  известны:

  • День смерти (первый  контакт с духовным миром и духами)
  • 3 -й  день  (первые два дня после смерти - прощание  с миром)
  • 9-й  день  (шесть дней с 3-го дня по 9-й – видение Рая)
  • 40-й  день (30  дней  с 10-го дня по 40-й – видение Ада)
  • Обретение  места по делам  души  (до  Страшного Суда)
  • Страшный  Суд
  • Всеобщее  Воскресение

Говоря о состоянии души  человека в будущем состоянии, как уже говорилось, следует ориентироваться на сверхъестественные качества Христа, как второго Адама с неба.

«Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного».(1.Кор. 15;47- 48)

Из Евангелия известно о ряде удивительных свойств будущего состояния, среди которых  можно отметить такие, как удивительная проникающая способность, способность к перевоплощению,  возможность преодолевать большие расстояния и др. 

Подтверждением этого может служить свободный выход воскресшего Христа из гроба (пещеры), закрытой большим камнем с наложенной печатью и стоящей стражей, вход через запертую дверь в дом к ученикам, появление в разных местах в течение одного промежутка времени и др.

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.» (Лк. 24;13-15)

Как писал об этом состоянии Св. Иоанн Златоуст - обновлённое тело «будет способно носиться по воздуху», т.е. обладать свойствами мгновенного перемещения в пространстве.

Из свойств будущего состояния человека можно отметить удивительную способность к прямой  материализации и дематериализации:

«Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища?  Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.» (Лк. 24; 41-43)

Это удивительное проявление Господом для учеников естественных человеческих свойств и потребностей,  можно считать скорее намеренной демонстрацией подлинной  человечности  на  основе  сверхъестественных возможностей.

Данный  артефакт сверхъестественных свойств и возможностей будущего состояния, говорит  о том, что  это состояние человека не тождественно ангельскому, но превосходит его по возможностям.

Таким образом, в будущем состоянии для человеческого естества будут по-прежнему свойственны все три части тримерии тело-душа- дух, но в  совершенно ином их  качестве и состоянии по  сравнению с  телесным.

«Земно будет тело нетленное, без мокрот однако же и дебелости, быв неизреченно претворено из душевного в духовное, так что будет и перстно и небесно. Каким создано было оно в начале, таким и воскреснет, да сообразно будет образу Сына Человеческого по всецелому причастию обóжения.» (преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 46)

Говоря  о будущем  состоянии человека, можно сказать, что само  понятие  тела  в  этом  состоянии, как  ветхого и  материального «физиологического скафандра»  становится условно.

Не следует даже пытаться расписывать состояние сил души человека в будущем состоянии, поскольку  это будет грубое искажение и упрощение того, что не может быть в  принципе  оценено и выражено понятиями,  категориями и образами, актуализированными в  нашей когнитивной и психической  реальности.

Можно сказать лишь, что степень и глубина  очищения  души от страстей  и влияния  эгоизма  является  залогом  её  спасения в  вечности и  все части естества бесстрастного  человека в будущем состоянии достигнут полноты духовного состояния (обо̀жения), а  у  некоторых  до такой степени, что «Праведники воссияют, как солнце, в Царствии Отца их» (Мф. 13;43)

Говоря в целом о состоянии когнитивной сферы человека в будущем состоянии, можно сказать о том, что она будет кардинально отличаться по своим характеристикам от состояния известной  всем нам рациональной когниции, как способа логического мышления и умопостроения  на  основе использования «Я-ума».

Если для  обычного  «Я-ума»  характерно состояние   постоянного движения мысли  от рождающихся  помыслов, вызванных работой   силы  чувства  и силы  воли, то в будущем состоянии человеческому   уму будет  свойственно «не думание», а  душевно-духовное  созерцание   из-за  отсутствия  движения мысли, вызванного отсутствием воли и телесного чувства. Именно по этой  причине  в  будущем  состоянии ум  человека пребывает в состоянии относительного покоя  и свободы  от  помыслов.

«Ведь когда достиг он божественной любви, поднимается он превыше этой мысли и пребывает в свободе от помыслов.

«Ибо добродетель есть естественный путь, который заключается  в смирении, трудах, милостынях, целомудрии,  жертвах и молитвах уст, а также в милосердии. В новом же веке ничего из этого не требуется, ведь духовный образ жизни заключается  в ином знании, которое появляется  не в результате телесных или душевных трудов, и служение его  не от них происходит.  Тем, кто находится на этом уровне (душевном), свойственно мыслить. В духовном же образе жизни нет ни размышления, ни помысла, ни возбуждения, ни движения. Помыслы приводятся в движение на душевном уровне, а на духовном уровне нет помысла, так как ум поднимается превыше образов мира сего и в ином знании пребывает. Знание тех людей  (душевных) может быть описано обычным для нас словесным путем; что же касается этих (духовных) то их знание не может быть описано даже в образе, в котором ум существует там. Здешнее знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда как тот  образ жизни (духовный) - превыше всех подобных вещей. Именно в таком состоянии будем мы находиться после воскресения из мертвых вместе со святыми ангелами; ангелы же уже сейчас пребывают в нём». (Преп. Исаак Сирин, О божественных тайнах и о духовной жизни, Беседа 20, П. 5, 6)

Таким образом, в будущем состоянии нет «исчезновения» личности или её «растворения»  в пустоте, страдании  или  благодати, как  думают некоторые, а  по-прежнему сохраняется личностная индивидуальность, но на  совершенно ином (духовном)  уровне понимания личности.

Говоря  о будущем  состоянии человека, просто невозможно обойти стороной аспект понимания  ада  или  геенны (огненной) с  точки зрения  смысла  вечности.

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» (Мф. 25;46)

Данный вопрос, связанный  с  откровением  Самого Спасителя  и основополагающими догматами веры, вызывал  и по прежнему вызывает очень  много споров  среди отцов церкви, священнослужителей  и богословов. Суть его состоит в  понимании термина  «вечность» - буквальном или образном.

В данной   связи  по  сей  день  существует  две  линии и точки зрения в отношении вечности адских мук, одна  из которых буквально понимает вечность  как бесконечность, а  другая  метафорически и образно, как  некоторую  длительность, но не бесконечность.

Следует отметить, что второй точки зрения о том, что вечность -  это не  бесконечность,  придерживается большинство наиболее авторитетных  святых  отцов, среди  которых Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий  Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник и др. 

Автор также склоняется к  данной  точке зрения, исходя  из того, что слово вечность, используемое в  Евангелие и  греческом  перводе  Библии  имеет значение  эон (аió̱nas), что буквально значит век или  эпоха, т.е. очень  длительный   период, тогда  как слово бесконечность, применимое к характеристикам  Бога  имеет в  этом  же  греческом перводе  значение апейрос  (аpeiros), что буквально и перводится как  бесконечность.

   Таким образом  Спаситель говорит не  о бесконечности адских  мук, а об  эоне, т.е. длительном периоде  их претерпения и в  частности до Страшного Суда.

«Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками]  здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там - такой человек думает невыразимо богохульно о Боге, в соответствии со своим ребяческим сознанием: он отнимает у Бога Его доброту, благость и милосердие - то, благодаря чему Бог на самом деле терпит грешников и злодеев.»  (Преп. Исаак Сирин, О божественных  тайнах  и  о духовной  жизни, Беседа 39, 2)   

Таким образом,  вопрос  сущности духовного  спасения и  адских  мук – это весьма  неоднозначный вопрос, который  следует рассматривать  не столько  через  призму  строгости и справедливости возмездия, сколько  через  призму  отеческой заботы  и любви  Бога  к  своему творению.  Эту   точку зрения  очень  точно выразил святитель Феофан Затворник: «Ничто так сильно не остепеняет, как страх адских мучений.» (Наставления  в  духовной  жизни)

    Тем не   менее, нужно понимать, что  духовное  спасение было, есть и останется уделом  весьма  ограниченной   части человечества  и  для  очень  многих душ  будущее  состояние  будет  достаточно  тягостным  и  скорбным, отягощённым  нераскаянностью, неисповеданностью, неосознанностью и грузом  многочисленных  заблуждений  и ошибок,  как  следствий  действия  соответствующих  страстей  тела, души и духа.

Любопытно то, что покаяние, как  универсальный  инструмент обращения ума и исцеления  души, сохраняет  свою  благодатную  силу до самой  смерти человека и пример «благородного  разбойника», спасённого  глубоким  раскаянием  перед  самой смертью, убедительно свидетельствует об этом.

Переход от одной  реальности к другой, по мнению того же Исаака Сирина, будет носить совершенно закономерный и  «естественный» характер, если можно так   выразиться.

«И как внезапно прекратится чудный этот порядок, и наступит другой век, и воспоминание о первой этой твари вовсе не взойдет никому на сердце, и будут иное видоизменение, иные помышления, иные попечения! И естество человеческое также не воспомянет вовсе о сем мире и о первом образе жизни своей; потому что ум человеческий прилепится к созерцанию оного состояния, и уму людей не будет досуга возвратиться снова к брани с плотию и кровию.» (Св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Сл.21)

«Святые в будущем веке (или на небесах) вещают между собою внутреннее слово, Духом Святым изглашаемое.» (преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 49)

«В будущем веке, говорят, Ангелы и Святые никогда не престанут преуспевать в приумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам. Умаления же и прехождения от добродетели ко греху век оный не допускает.» (преп. Григорий Синаит, О заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 54)

 

 Читать далее >>>

Раздел из книги «Методологические основы нравственно-ориентированной христианской  психологии»  К.В. Яцкевич, 2014 г.

 

Всё о православной  психологии  на  psyheo.by


Что интересного на портале?