Отраженная субъектность

Отраженная субъектность - идеальная представленность одного человека в другом.

Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. Таким образом человек открывается людям как значимый для них другой источник новых личностных смыслов (В.А.Петровский). Феноменология отраженной субъектности охватывает три взаимосвязанные группы явлений.

1) Межиндивидуальное влияние. Активизирующим началом здесь оказывается актуальный образ значимого другого человека, складывающийся у людей в условиях непосредственного взаимодействия с ним. Это:

  • направленное влияние: субъект ставит перед собой задачу добиться желаемого результата (например, произвести на кого-то впечатление, вынудить его сделать что-либо и т. д.) и реализует свой замысел.
  • ненаправленное влияние: субъект не стремится вызвать ту или иную реакцию у другого человека, но тем не менее обусловливает изменения в нем. Таковы, к примеру, явления фасилитации и ингибиции. К категории ненаправленных влияний относятся возможные изменения в психике и поведении индивидов в условиях контакта со значимым другим: изменение динамики мыслительной деятельности (например, повышение уровня креативности), перцепции (снижение порога возникновения иллюзий), когнитивной сложности (повышение или снижение мерности субъективных семантических пространств), сдвиги в эмоциональных проявлениях (усиление или ослабление агрессивности) и т. д.

2) Идеальный другой. Отраженная субъектность здесь выступает как действенность представлений памяти или воображения. Носитель отраженной субъектности другого человека открывает в себе как бы два смысловых и вместе с тем силовых центра: “Я” и “Другой во мне”. Даже когда человек, оцениваемый как значимый другой, ушел из жизни, переживание его бытия во внутреннем мире субъекта может сохраняться, а иногда даже усиливается.

3) Претворенное Я. В этом случае фактически снимаются диалогические формы связи между индивидом и значимым другим. Отраженная субъектность значимого другого неотделима от “Я” индивида. Феномен отраженной субъектности — результат процесса персонализации.

Принцип отраженной субъектности

Экспериментальный подход к исследованию личности индивида как субъекта идеальной представленности в жизнедеятельности других людей. Разработан В. А. Петровским.

В отличие, от традиционных методов исследования личности, при реализации принципа отраженной субъектности методики и тесты обращены не к тому индивиду, чья личность фактически интересует экспериментатора, а к другим людям (именуемым в эксперименте испытуемыми) — носителям отраженной субъектности исследуемого индивида. Последний может находиться и вне экспериментальной ситуации, не знать о том, что его изучают. Об этом неизвестно и испытуемым. В соответствии с принципом отраженной субъектности экспериментатор с помощью соответствующих методик (психосемантических, проективных, личностных опросников и др.) оценивает или измеряет психологические особенности испытуемых. Затем эксперимент продолжается в условиях реального или идеального присутствия Исследуемого. При описании экспериментов во избежание смешения с испытуемыми слово “Исследуемый” пишется с заглавной буквы. Изменения в индивидуальных проявлениях испытуемых служат характеристикой личности Исследуемого. Принцип отраженной субъектности не исключает, а предполагает использование и других методов исследования личности. Среди способов репрезентации Исследуемого испытуемому выделяются следующие:

  1. реальное взаимодействие Исследуемого с испытуемым в пределах экспериментальной ситуации;
  2. присутствие Исследуемого без его вмешательства в деятельность испытуемого и в сложившуюся ситуацию;
  3. материализованные репрезентации Исследуемого испытуемому: предъявление фотографии, фонограммы голоса, символизирующих Исследуемого предметов и др.;
  4. включение Исследуемого или его символических замещений в структуру экспериментального материала (например, образа Исследуемого в картинку проективного теста);
  5. квазиприсутствие — гипнотическая актуализация образа Исследуемого, воображаемое присутствие и т. д.

В экспериментах зафиксированы изменения у испытуемых социальных установок, интересов, особенностей когнитивного стиля, способов разрешения конфликтов и т. д., что проясняет картину личностных особенностей Исследуемого.


Что интересного на портале?