От социализма к созависимости, или "любовь по-русски".

"Илка (это мужское имя) - преподаватель социологии и психологии, а также социальный педагог; работает в обычной школе обычного финского города Котка.

В Петрозаводске и вообще в России он впервые. Поэтому ему все страшно интересно. Он хочет видеть в России как можно больше и все понять. Но...

Не понимать мой финский приятель начал с первого же дня..."

Далее атвор описывает ничем не примечательный для того времени (1998 год) педсовет и 

"Такого-то числа в 12.00 собрание по забастовке. Профком".

Через полгода Виктор Светлов* получил от Илке письмо следующего содержания: 

"Дорогой Виктор! Я прочел все те монографии и исторические произведения, которые ты мне рекомендовал (зная его, уверен, что прочел он гораздо больше). Я много размышлял и пришел к выводу, что главные проблемы вашей страны - не экономические и политические, а психологические. И так как этих главных своих проблем вы не видите и не решаете, то не можете решить и всех остальных. Я думаю, что в вашей стране веками воспитывался определенный тип удобного человека, которым можно было бы легко управлять. Человек должен был быть неприхотлив в быту, терпелив к трудностям, послушен, доверчив, предан тем, кто им управляет. Он не должен был высоко ценить себя и свою жизнь. Он должен быть смел, когда его посылают на смерть, но робок со своими начальниками. Людей другого типа, самостоятельных, независимых, ваше общество все время вытесняло: в Сибирь, в организации раскольников, ссылки, за границу, часто их просто убивали. В результате у вас выведен новый тип людей, своего рода духовных мутантов. Они во всех отношениях могут быть хорошими и достойными людьми, но в них как бы изначально заложены покорность, терпеливость, страх перед властью, наивность, доверчивость. Такие люди специально созданы путем многовековой психологической обработки, чтобы плохим, неквалифицированным руководителям легче было ими управлять. Мне кажется, что вам нужно разработать особую психологическую и социальную государственную программу, которая ставила бы своей целью психологическую, юридическую и иную помощь людям, не умеющим вести себя в условиях свободы: учить их бороться за свои права, верить в свое право, в возможность защитить свои права, понять, в чем эти права состоят, т.е. учить их жить в условиях свободы. До тех пор пока вы этого не сделаете, вы, по-моему, не сможете построить нормальное демократическое общество. С большим и искренним уважением к тебе и твоей стране твой друг Илка. Ноябрь 1998 года».

Взято из монографии В.Светлова*

Виктор Александрович Светлов (1945, Ленинград) — доктор философских наук, профессор, автор книг и пособий.

Итак, в конце 1998 года финский психолог, социолог Илка, написал про определенный тип удобного человека.

СССР - Союз Советских Социалистических Республик.

По смыслу социализм является прямым противопоставлением индивидуализму.

 *Здесь и далее определния взяты из Википедии.

Индивидуали́зм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость. Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности обществом или государством.

Некоторые, относительно ранние идеи и определения социализма:

На основе философских идей это общество, в котором:

 

  • отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;
  • утверждаются социальное равенство и справедливость.
  • существует уважение к человеку труда, рабочий класс признаётся передовым классом общества.
  • открываются широкие возможности для продвижения выходцев из социально слабых слоев населения в элиту страны: политическую, военную, научную, культурную.
  • утверждается доминирование коллективистских ценностей над индивидуалистическими.

Идеи утопистов:

Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора и Томаззо Компанеллы. На острове Утопия, о котором говорит Мор, нет частной собственности и денежного обращения, и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

 
Социализм по Карлу Марксу:
 

  • Ограничение частной собственности и постепенная экспроприация крупных собственников.
  • Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они еще останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство.
  • Одинаковая обязательность труда для всех членов общества. Образование промышленных армий, в особенности для сельского хозяйства.
  • Национализация банковской и транспортной систем.
  • Общественное воспитание детей за государственный счет. Соединение воспитания с фабричным трудом.
  • Сооружение больших дворцов в национальных владениях, в качестве общих жилищ для коммун, граждан, которые будут заниматься промышленностью, сельским хозяйством и соединять преимущества городского и сельского образа жизни, не страдая от их односторонности и недостатков.

Из описаний выше (и личного опыта) следует, что построение социалистического общества (откуда мы родом) невозможно без стирания индивидуальности, уравниловки, симбиотичности, формирования внешнего локуса контроля - всего того, с чем мы боремся работаем в терапии. 

О локусе контроля.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам.

Во времена того же СССР, на психфаке одного из институтов, было проведено исследование на предмет локуса контроля у студентов из разных стран. В процессе исследования выяснилось, что у студентов из Вьетнама очень внешний локус контроля, то есть многое, вплоть до успеваемости, зависит от товарися.

У студентов из Германии локус контроля был ближе к внутреннему. У учащихся из СССР, аналогично вьетнамским студентам, локус контроля был внешним. 

Что общего между СССР и СРВ - Социалистической Республикой Вьетнам?

Возможно общественный строй, способствующий созданию людей, в которых  

"изначально заложены покорность, терпеливость, страх перед властью, наивность, доверчивость." ?

Есть одна важная особенность, проливающая свет на формирование локусов контроля.

В дореволюционной России зерновое хозяйство было преобладающей отраслью.

Во Въетнаме преобладает рис.

Ни хлеб, ни рис нельзя выращивать поодиночке. Эти наиважнейшие для данных стран сельхозкультуры можно вырастить только большим колличеством людей, коллективным трудом, полагаясь друг на друга. Таким образом формируется внешний локус контроля. 

Бытие определяет сознание, как известно. Плюс внедрение социалистической идеологии. 

Репрессии, неблагоприятная послевоенная экономическая обстановка - все эти факторы содействовали формированию определенного характера нации. 

 

Про созависимость.

Про созависимость к нам пришло с Запада. Напомню, что по результатам упомянутого исследования, у учащихся из Германии был более внутренний локус контроля, следовательно, для них зависимость от другого человека более чужда, эго-дистонна. Культура и психология разных наций имеет существенные отличия. Говоря о созависимости важно учитывать этнические, культуральные, исторические и другие особенности.

Например, во Вьетнаме, несмотря на социалистический строй, отсутствие частного пространства, в привычном для нас понимании, и особенности полагаться на товарища и коллектив, существуют факторы, которые в целом положительно влияют на общество. Местное население употребляет гораздо меньше алкоголя, а за употребление и распространение наркотиков предусмотрено очень суровое наказание. До недавнего времени наркомании во Вьетнаме практически не было. Местное население не играет в азартные игры. За вовлечение их в такого рода игры возможно уголовное наказание. Поэтому, несмотря на симбиотичность, созависимости, как таковой, в их модели взаимоотношений нет. Страна живет в относительной стабильности. Что примечательно, во Вьетнаме практически нет полных людей.. Из чего можно сделать вывод, что нарушения пищевого поведения там минимальны.

В России все иначе. Здесь до сих пор разрешены азартные игры, хотя уже не в форме казино, про алкоголь и наркотики - их масштабы в отдельных регионах носят характер эпидемии. Таким образом из модели удобного человека, нередко получается мертвый человек. Мертвый физически, или эмоционально. Самой безобидной, и социально одобряемой формой зависимости в нашей стране считается трудоголизм. 

Созависимость, по сути, черта характера нашей нации. Для многих людей она является эго-синтонной, свойственной, а следовательно, сложнее подвергающаяся переосмыслению и коррекции.

 

За короткое время в нашей стране произошли очень серьезные перемены, иногда складывается ощущение, что не было того прошлого - ГУЛАГА, БАМа.. Но оно было, это прошлое, и если вытеснять его значение, оно будет влиять подспудно. 

Бесспорно, сознание отдельных граждан и общества в целом перестраивается, но это не происходит мгновенно. Это процесс, требующий времени и внимания. Если граждане не были отдельными, не имели своего "Я", оно не может сформироваться и окрепнуть мгновенно.

У людей более старшего поколения такая перестройка происходит еще более медленно, или не происходит вообще. Поэтому, многие из них до сих пор ругают нынешний строй, грустят по социализму, как по единственной опоре, и не хотят/не могут понимать про индивидуальность, созависимость и разную сепарацию.

Что делать более молодым людям, с более гибкими нейронными связями? Относиться с пониманием к своему состоянию, состоянию родителей, близких, знакомых, не осуждать, не вешать ярлыков на себя, на окружение. Не считать это за личностный деффект. Принимать как особенность, изучать, терапевтировать эту "любовь по-русски".

 

Спасибо, что прочитали!

Смотрите также: Запрещенная в СССР документальная фотография. 

 https://www.b17.ru/blog/50299/

Смирнова Татьяна, клинический психолог.

8(925) 772-17-89

 

 




Что интересного на портале?