Особенный ребенок в обычной школе. Заметки школьного психолога.

Особенный ребенок в обычной школе. Заметки школьного психолога.

Главное, что от вас требуется - это слушать своих детей.
Нэнси Энн Тэпп

Каждый ребенок уникален. Именно эту идею культивируют в нашем обществе, а на деле... В школах растет число «непринятых и непонятых» детей. В каждом классе есть ученик с синдромом «гадкого утенка»: неуверенный в себе, замкнутый, тревожный и непохожий на всех остальных. Такой ребенок живет в своем собственном мире. Чаще всего он слабоуспевающий, но талантливый. Возрастное развитие этого ребенка протекает планомерно, внешне он ничем не отличаются от сверстников, а вот внутренний мир такого маленького человечка особенный.

 

Недостаток поддержки и критика со стороны родителей, постоянные насмешки  сверстников и непонимание педагогов – 3 кита, на который строится  синдром «гадкого утенка».

Ребенок может сломаться, сломаться уже в начальной школе:  утерять свою уникальность, если рядом не окажется взрослого, который бы верил в него, уважал и не осуждал.

Проблема, о которой я пишу, является остросоциальной  на сегодняшний день.

Все чаще к школьному психологу обращаются родители и педагоги с запросом «сделайте с ребенком что-нибудь, он словно «белая ворона», я с ним не справляюсь». И психолог начинает работать с таким ребенком: налаживает с ним контакт, принимает и поддерживает его такого, непохожего на всех остальных. Но вот в чем парадокс: взаимоотношения этого ученика с другими учителями и родителями остаются прежними.

А все потому, что взрослые не готовы видеть рядом  с собой уникального, интересного, талантливого, но не вписывающегося в стандарты общества человека.

Педагоги готовы прилагать усилия  для того, чтобы «подогнать под шаблон» таких детей. Но не сдвинутся с места, чтобы действительно применить на практике «индивидуально-ориентированный подход » к учащемуся, уделить ему больше своего времени и внимания. Конечно, есть и такие учителя, у которых  болит душа за каждого воспитанника, я с ними знакома лично и перед ними  «снимаю шляпу».

 Родители же и вовсе прилагают усилия лишь для того, чтобы всю ответственность за своего ребенка переложить на школу.

Пройдет время - «гадкие утята» станут взрослыми. И только от наших усилий сегодня зависит будущее этих детей. Если признать, что такие дети – настоящие звездочки, то можно взрастить еще одного Леонардо да Винчи или Альберта Эйнштейна.

Мой крик души обращен к родителям и педагогам: мало замечать таких детей. Нужно еще их не осудить, стать терпимее к их «непохожести» и «исключительности».

Школьный психолог, без поддержки родителей и педагогов , не справится. Один в поле все-таки не воин.

 Чтобы не быть голословной, скажу, что за 4 года моей психолого-педагогической деятельности количество таких учащихся увеличилось на 10%. Мой кабинет все чаще посещают дети, на которых висят ярлыки: «не такие как все», «не вписываются в классный коллектив», «одиночки», « не от мира сего».

Комом в горле мне отзываются слова учеников начальной школы, сказанные мне во время урока: «как было бы хорошо, если бы все люди в мире, как и Вы, стали психологами». В этот миг у меня перед глазами бегущей строкой -  «детский крик о помощи»: просто любите нас такими, какие мы есть.

Я верю в каждого своего маленького клиента.  Верю в их талант и в их светлое будущее. В то, что каждый ребенок "расправит крылья" и будет счастлив.

 

Я по-прежнему надеюсь, что такие громкие слова как «сотрудничество» и «совместные усилия» родителей и педагогов  станут действительно частью нашей жизни.

 

 

 

 

 

 


Что интересного на портале?