Оказание психотерапевтической помощи клиентам с повышенной тревожностью



Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Многие ведущие специалисты в области оказания психологической помощи едины во мнении, что тревога предупреждает об опасности, угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль, следовательно, за тревожностью почти всегда скрывается нечто большее, чем психическое состояние – тревога. Ещё З. Фрейд определял тревожность как сигнал со стороны Ego, предупреждающий индивида о внутреннем конфликте. Обычно конфликт происходит между неприемлемыми импульсами бессознательного и психическими силами, направленными на подавление этих импульсов. Следует также отметить, что тревожность - сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому что задействует механизмы психологической защиты.

На сегодняшний день тревога и тревожность в клиническом аспекте относятся к эмоциональным расстройствам.

На наш взгляд, психологу-консультанту, оказывающему психологическую помощь необходимо иметь глубокие познания в вопросах этиопатогенеза тревожных переживаний и способов оказания помощи. Современное состояние в области видов психологической помощи предоставляет широкий выбор методов. Но, начинающему психологу, довольно сложно выбрать и определить какой из методов следует применить в данном конкретном случае.

В нашем исследовании мы изучили особенности оказываемой психологической помощи в рамках разных модальностях психотерапии.

Среди пациентов лечебно-оздоровительного центра была отобрана группа клиентов с повышенным уровнем тревожности, далее были изучены некоторые особенности личности пациентов. На следующем этапе группа была поделена на две, с одной проводили сеансы психотерапии в рамках когнитивно-поведенческого направления, а с другой в контексте глубинно-ориентированного (символдрамы).  

В качестве гипотез были выдвинуты два предположения:

  • Символдрама и когнитивно-поведенческие методы имеют равную успешность при работе с состоянием тревоги и тревожностью.
  • Символдрама производит больше изменений личностных черт, в сравнении с когнитивно-поведенческими техниками.

 Для измерения уровня тревожности была использована методика измерения уровня тревожности Тейлора.

Для диагностики самооценки была применена методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.

Личностные черты испытуемых исследовались Опросником Кеттелла 16PF.

Сравнение данных двух исследований осуществлялось с помощью критерия Т-Вилкоксона.

В результате статистического сравнения выявилос, что, как поведенческие психотерапевтические техники, так и символдрама, способствовали значительному снижению уровня тревоги и общей тревожности пациентов. После проведённых сеансов пациенты в меньшей степени воспринимают жизненные ситуации как угрожающие,  у них снизилось состояние напряжения, беспокойства, озабоченности и  нервозности.

Далее былы сравнены личностные особенности пациентов прошедших психотерапевтические сеансы в разных модальностях.

Количественный анализ  проведённого сравнения позволяет констатировать, что в группе прошедшей символдраматические сеансы произошло больше изменений в личностных чертах, нежели в группе, где оказывалась психологическая помощь поведенческими техниками.

Качественный анализ позволяет выделить следующие изменения происшедшие в структуре личностных черт пациентов  обеих  групп:

  • Пациенты, прошедшие курс психотерапии с помощью поведенческих техник стали более интровертированными, менее обремененными обязанностями и развитым чувством ответственности, что в выраженной степени, может создавать внутреннюю напряженность.
  • Пациенты, прошедшие курс психотерапии в рамках символдрамы продемонстрировали более высокие интеллектуальные способности; эмоциональную зрелость и хорошую приспособлен­ность; стали больше проявлять простой и оптимистичный ха­рактер, легче относится к жизни и верить в удачу; вести себя просто и естественно, даже где бесхитростно, что с учётом вышеназванных характеристик можно отнести к социальной смелости; они более легко переживают жизненные неудачи, верят в себя; у них снизилась чувствительность к оценкам окружающих.
  • Отдельного описания заслуживает фактор Н. Так, по результатам тестирования у пациентов стала больше проявляться чувствительность на предъявление любой угрозы, повысилась острота реагирования, робость, неуверенность в своих силах. На первый взгляд эти характеристики делают пациентов ещё более тревожными. Но с другой стороны повышение осторожности в пределах диапазона средних значений стенов, скорее всего, позволяют им избегать ситуаций, последствия которых могут иметь для них негативный аспект.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

- уровень самооценки реактивной и личностной тревоги, а так же общей тревожности по критерию U-Манна-Уитни в отобранных группах пациентов до оказания психологической помощи не имеет различий;

- отобранные две группы пациентов не имеют существенных отличий по факторам исследуемым опросником Кеттелла (для определения различий использовался критерий U-Манна-Уитни);

- как поведенческие психотерапевтические техники, так и символдрама, способствовали значительному снижению уровня тревоги и общей тревожности пациентов. После проведённых сеансов пациенты в меньшей степени воспринимают жизненные ситуации как угрожающие,  у них снизилось состояние напряжения, беспокойства, озабоченности и  нервозности;

- сравнение двух групп выборок с помощью критерия Т-Вилкоксона позволяет констатировать, что в группе прошедшей символдраматические сеансы произошло больше изменений в личностных чертах, нежели в группе, где оказывалась психологическая помощь поведенческими техниками;

- в силу того, что в нашем исследовании мы не разделяли экспериментальные группы по различным критериям (полу, возрасту, образованию и т. д.), а единственным критериям являлась повышенная тревожность, то можно утверждать:

  • Пациенты, прошедшие курс психотерапии с помощью поведенческих техник стали более интровертированными, менее обременены обязанностями и развитым чувством ответственности, что может создавать внутреннюю напряженность;
  • Пациенты, прошедшие курс психотерапии в рамках символдрамы продемонстрировали более высокие интеллектуальные способности; эмоциональную зрелость и хорошую приспособлен­ность; стали больше проявлять простой и оптимистичный ха­рактер, легче относится к жизни и верить в удачу; вести себя просто и естественно, даже где-то бесхитростно, что с учётом вышеназванных характеристик можно отнести к социальной смелости; они повысили свою толерантность к переживанию жизненных неудач, стали больше верить в себя; у них снизилась чувствительность к оценкам окружающих.

Таким образом, выдвинутые гипотезы нашли своё экспериментальное подтверждение.








Что интересного на портале?