Хочу проиллюстрировать слова коллеги Гридаевой Галины, написавшей замечательную статью "Преждевременная сексуализация в предподростковом возрасте":
С точки зрения общества – наше общество – общество потребления, ориентировано на инстинкты. Идет массивная атака извне, цель которой – разбудить, расшевелить инстинкт. Люди, движимые инстинктом, а не разумом, потребляют больше. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто включить телевизор. Взрослые люди, у которых психические защиты уже сформированы и работают (в идеале), и то не всегда выдерживают. Конечно, дети особенно находятся в зоне риска.
анализом одной рекламы:
Итак.
1. Анализ уровней потребностей в иерархии А.Маслоу, на удовлетворение которых рассчитан этот товар .
«Как же направить человека к покупке? Очень несложно. Обычно люди склонны подражать полюбившимся героям рекламных роликов. Они подсознательно идентифицируются с ними – и поступают "как они". Сам рекламный девиз оформляется четко и жестко для того, чтобы передать потребителю конкретные инструкции поведения, даже если он не содержит глагола.» [1]
« И все потребности неизменно предметны, конкретны, содержательны - важно лишь на имеющуюся "психологическую валентность" избранной потребности "насадить" рекламируемый товар. И товар свяжется с потребностью - и станет жизненно необходимым!» [1,с.29]
Согласно иерархии потребностей А.Маслоу заданная реклама рассчитана на удовлетворение следующих потребностей.
- Физиологические потребности. В данном случае – это:
- Удовлетворение жажды в жаркий летний день, что подчеркивается и синим фоном, ассоциирующимся с водой и прохладой;
- Потребность в сексе, об этом говорит эротический образ девушки: томный взгляд, приоткрытый рот, рыжие волосы («рыжая-бесстыжая»), обнаженные плечи, мороженое в виде фаллического символа, поднесенное к приоткрытым губам в сопровождении слов «Дразни Наслаждайся».
- Потребность в безопасности. Неудовлетворенная жажда в летний жаркий день – это опасность для здоровья, и чтобы ее избежать, необходимо съесть предлагаемое мороженое.
- Социальные потребности.Потребность в красоте
- – потребность есть красивую пищу, выглядеть красиво (сопричастность рекламируемому образу). И мы видим, как образ развратной шлюхи выдается за образ красоты.
- В удовольствии – в рекламе акцент делается на наслаждение, как пищевое, так и сексуальное, и в итоге, наслаждение жизнью. Т.е. наслаждение жизнью - это наслаждение сексом.
- В причастности и любви: в глазах мужчин эротический женский образ является волнующим и желанным и удовлетворяет потребность в любви, а женщинам помогает почувствовать себя причастными к этому образу и удовлетворить потребность быть желанной и любимой. «Женское потребление многих товаров регулируется в первую очередь принципом дополнительности: чтобы женщина состоялась как женщина в природном и культурном смысле, она должна быть дополнена мужчиной, что обеспечивается продуманным конструированием через потребление своего притягательного образа.»[1, с.32] Т.е. потребность в любви подменяется физиологической потребностью в сексе. А желанную и любимую заменяет образ сексуальной шлюхи, которую можно употребить как мороженое.
- В свободе:
– свободе сексуальной: «Одна из универсальных норм культуры состоит в том, что, несмотря на наличие обоюдного притяжения, женщине отводится пассивная, а мужчине активная роль. В контексте этой нормы главным орудием женщины в утверждении своего права на выбор является ее сексуальная привлекательность: чем привлекательнее женщина, тем больше на нее слетается поклонников, что дает ей шанс на относительную свободу выбора без ломки культурных норм.» [1,с.31] Т.е. свобода сексуальных отношений - это и есть свобода в жизни.
- и свободе действий вообще, благодаря акценту на «Extreme».
- Потребность в уважении и признании.
Удовлетворение потребности в презентации «Я». Каждый здоровый сексуально активный человек, будь то мужчина или женщина, хочет быть признанным привлекательным для противоположного пола. Эротический женский образ, образ красавицы – это один из архетипов коллективного бессознательного. И принадлежность к нему способствует удовлетворению данной потребности. [1;2]
- Потребность в самоактуализации
- « эротичность женского образа на всех этапах развития человеческой культуры является естественным условием действия культурных норм, регулирующих право женщин на выбор партнера. В господствующей на протяжении тысячелетий вплоть до наших дней патриархальной культуре у мужчины шире спектр возможностей для самореализации. Любовь, семья - лишь одна из них. В то же время у женщин всегда этот путь самореализации был ведущим.
В современной культуре конца ХХ в. наметились сдвиги в сторону расширения спектра женских возможностей самореализации помимо семьи, но для большинства женщин они по-прежнему либо недоступны, либо мало привлекательны в качестве альтернативы. В модели идеальной женщины безусловной доминантой у всех народов была ее сексуальная привлекательность.» [1, с.32]
- акцент на «Extreme» - это призыв к сымовыражению и самоактуализации, призыв выйти за рамки шаблонов повседневности и совершить нечто экстраординарное. В контексте данного изображения: вместо того, чтобы направить свой потенциал на свободу в творчесте, в социальном взаимодействии, настройся на экстремальный секс.
Следующий вид анализа как раз это и подтверждает.
2. Анализ, на какие группы потребителей направлена реклама.
- По модели VALS
Реклама направлена на группы потребителей, ориентированных на внешний мир:
1) принадлежащих к определенному классу. Поскольку реклама носит ярко выраженный сексуальный характер, можно сделать вывод, что она направлена на группу людей, заинтересованных в демонстрации своей сексуальной привлекательности.
2) подражатели, т.е. те, кто хочет быть «как все» сексуальными и «экстремальными», получать удовольствие и наслаждение в рамках заданных шаблонов.
3) достигающие успеха, в данном случае люди, которые пользуются интересом у противоположного пола и ведут раскрепощенный образ жизни.
- По модели LOV
Реклама направлена на потребительское поведение следующих типов:
- межличностный фокус – важно взаимодействие с другими, и данный товар направлен на поддержание этого взаимодействия:
- забава и удовольствие: призыв «Дразни Наслаждайся», мороженое в виде фалического символа и манящая красавица обещают и забаву, и удовольствие.
- теплые отношения с другими: сексуальная привлекательность и смелость вызывают симпатии противоположного пола.
- внешний фокус – большинство приобретений делается с ориентацией на других:
- чувство принадлежности: принадлежность к категории сексуально привлекательных и раскрепощенных людей, наслаждающихся жизнью во всех ее проявлениях и добивающихся поставленных целей.
- быть уважаемым: принадлежность к сексуально активным привлекательным, раскрепощенным и здоровым людям вызывает уважение в обществе и самоуважение. Ведь набор этих качеств позволяет не только вызывать интерес у противоположного пола, но и сделать карьеру, и достигнуть успеха в материальном плане.
- безопасность: принадлежность к группе здоровых, привлекательных и сексуально активных людей вызывает чувство безопасности.
А теперь самое интересное:
3. Психологическая экспертиза безопасности рекламы.Оценка вероятности нейро-невроза (по сочетанию индексов нейтральности и полярности эмоций)
Испытуемый: мужчина 44 лет.
Ассоциации, вызванные рекламой:
- Секс +
- Похоть ?
- Обман -
- Манипулирование -
- Вожделение -
- Холод -
- Сладость +
- Страх -
- Наслаждение ?
- Неуверенность –
Индекс нейтральности эмоций:
(2 – 8)/10 = - 0,6 – яркая эмоциональная реакция
Индекс полярности эмоций:
(2 – 6)/8 = - 0,5 – негативные эмоции
Вывод: эта реклама вызывает внутреннее сопротивление до уровня аффективного шока и как следствие возможен нейро-невроз.
Оценка вероятности мета-невроза (по контент-анализу рассказа).
«Рыжая с*ка(1) держит мороженое как чл*н. Ну да, красивая, но глаза бл*дские(1). Не вызывает желания съесть мороженое, а лишь отыметь(1) в рот. А до этого ее накормили в кафе пиццей, пообещали свозить на Мальдивы, купить порш кайен, напоили(1) мартини и отымели(1)… Затем купили не самое лучшее(9) мороженое. Лизнув мороженое, она скажет: «Какая же это гадость(5), Петров, как и ты сам».
Категории контент-анализа:
- агрессия
- доминирование
- подчинение
- правила
- стресс, фрустрация
- обида
- страх, испуг
- поражение
- отвержение, одиночество,
- бегство, уход.
Вывод: 7 негативных проекций – средняя вероятность мета-невроза.
Оцените вероятность мета-невроза (по контент-анализу рассказа).Оценка вероятности мета-невроза (по контент-анализу рассказа).Оцените вероятность мета-невроза (по контент-анализу рассказа).
Список литературы:
- Любимова Н.Г. Поведение потребителя. Издательство дальневосточного университета: Владивосток, 2004 - 139с.
- Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Монография.- Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 296 с.