Нейропсихолог - это...?



В последнее время нейропсихологи стали очень востребованы, так как участились случаи неврологических отклонений в здоровье детей, которые не устраняются только с помощью медикаментозного лечения, и которым необходимо подключать нейропсихологическую коррекцию. 

В результате на слуху стало всё чаще звучать название ещё одного специалиста с корнем "псих", которого часто путают с врачом неврологом или психиатром. Тем не менее, это не врач, а психолог.  Но такой психолог, который оказывает психологическую помощь клиенту, опираясь на знания о закономерностях работы нервной системы человека. 

Нейропсихология начала складываться как отрасль психологии в 20-40-е годы ХХ века и  опиралась на открытия нейрофизиологов и нейрохирургов, которые доказали, что психические процессы человека имеют прямое отношение к работе нервной системы. Большой вклад в развитие нейропсихологии внесли исследования  советских психологов,  особенно Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, а также их зарубежных коллег - Р.Рейтана, Д.Бэнсона, Х.Экаэна, О.Зангвилла и других. В последующие годы в развитие нейропсихологии вносят вклад такие отечественные ученые, как Е.Д.Хомская, А.В.Семенович, Ж.М.Глозман и другие.

Традиционно нейропсихологи работали в клиниках и реабилитационных центрах, занимаясь, в основном, диагностической работой и и восстановлением психических функций людей, пострадавших в результате травм и болезней, поражающих нервную систему человека.

В последние годы наибольшее распространение получает детская нейропсихология, направленная не только на диагностику, но и на коррекцию различных отклонений в развитии детей. Детский нейропсихолог проводит диагностику уровня сформированности высших психических функций ребёнка и выявляет те области мозга, которые недостаточно созрели для нормального развития,  обучения, общения, поведения. На основании результатов проведенной диагностики разрабатывается  программа нейропсихологической коррекции, которая включает в себя кинезиологические, дыхательные упражнения, сенсорную и мозжечковую стимуляцию и другие упражнения, направленные на улучшение межполушарного взаимодействия и гармоничное развитие различных структур головного мозга ребёнка. Недаром нейропсихологическую  коррекцию называют методом замещающего онтогенеза. О том, как и с помощью каких методов в нашем центре осуществляется нейропсихологическая коррекция, можно прочитать в статье "Нейропсихологическая коррекция детских проблем".

Многие родители спрашивают, в каком возрасте наиболее эффективна нейропсихологическая коррекция нарушений развития, обучения, общения и поведения ребёнка? Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются в работе с детьми от 4 до 12 лет.  До 4-х лет ребёнок ещё не может взять те упражнения, которые мы ему предлагаем. А после 12 лет, когда, в основном, завершен процесс латерализации головного мозга, нейрокоррекция возможна, но идёт сложнее и дольше. Да ещё к подростковому возрасту  присоединяются комплексы неполноценности, связанные с неуспешной учебой, социальной дезадаптацией и другими проблемами, что ставит дополнительные задачи для коррекции.

Поэтому не стоит затягивать визит к нейропсихологу, если Вы видите у своего ребёнка проблемы в развитии, поведении, общении  или обучении.

Статья впервые была опубликована на сайте Психологического центра "РОСТ" Санкт-Петербург: https://www.psycenter-rost.com/single-post/neiropsycholog

Елена и Александр Созончук, психологи-психотерапевты, нейропсихологи, Психологический центр "РОСТ" Санкт-Петербург



 

Созончук Елена

Что интересного на портале?