Невозможные дети невыносимых родителей

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви тогда,когда вам кажется, что он меньше всего ее заслуживает.

Мой профессиональный опыт подтверждает, что корень скверных взаимоотношений детей и их родителей на 80 - 90% кроется в особенностях поведения родителей или особенностях их взаимоотношений с ближайшими родственниками семьи. Исключая случаи психопатологии, как у детей, так и у родителей. В общем, если вы или ребенок не состоите на учете у психиатра, то отношения можно исправить. А если стоите – то попробовать облегчить трудности. На консультации в первую очередь я приглашаю родителей детей, особенно маленьких, только потом – детей.

Если родитель – мудр, спокоен, устойчив к стрессам – то и его ребенку легче справляться с собственными бедами. Дети очень тонко ощущают настроение мамы или папы, но не могут правильно его интерпретировать – переносят все чувства родителя на себя. Если родитель тревожен – то для ребенка это сигнал, что это с ним что-то не так, это он такой неправильный.

Временами наши дети становятся невыносимы – грубят, не воспринимают просьб, не могут вовремя сделать что-либо, дерутся и бурно выражают свои эмоции. Родители в ответ раздражаются, пытаются как-то влиять на детей, вплоть до физического наказания. За всем этим скрывается неосознаваемые детьми потребности, которые они пытаются реализовать таким сложным, порой конфликтным способом.

Родители, присмотритесь внимательнее. Описанное может свидетельствовать о том, что:

  • Ребенку необходимо ваше внимание, слишком мало вы с ним общаетесь. Именно общаетесь, а не поучаете или говорите только по делу - «а ты поел?», и на те темы, что интересны ему, а не вам.

  • Смысл запретов и наказаний не был понят малышом и он отвечает вам тем же.

  • Ребенок не может внутренне справиться с ситуацией самостоятельно, он чувствует себя беспомощным и растерянным, нуждается в поддержке.

  • Ребенку не определили четко границы дозволенного и он пытается их найти сам или ему кажется, что запретов больше, чем необходимо.

Что же дальше делать?

  • Вспомните - чувства ребенка достойны уважения в любом случае, наравне с вашими чувствами. Выслушайте ребенка, как самого себя, выскажите в ответ, что с вами происходит (не забывая о том, что вы взрослый) – именно это и есть та основа, на котором строится ваши с ним полноценные взаимоотношения.

  • Проговаривайте собственные чувства связанные с теми действиями ребенка, которые выводят вас из себя, избегая оценочных высказываний по поводу его личности.

  • Делитесь своим состоянием, если вам плохо или тяжело с сыном или дочкой, не замалчивайте это. Говорите на том языке, что понятен возрасту и особенностям вашего ребенка.

  • Приучайте себя обходиться в быту без оценочных суждений в первую очередь о вашем ребенке, да и об окружающих тоже. Ругайте и хвалите за определенные действия.

  • Избегайте как отрицательных (какой ты растяпа, ты бестолковый), так и положительных неконкретных ОЦЕНОК (ты – умница, ты – молодец). И те и другие разрушают адекватную самооценку ребенка, программируют его поведение. Ведь невозможно быть на 100 % умницей или растяпой в жизни.

  • Помните, что рекомендации психолога НЕ являются инструментом управления ребенком, НЕ гарантируют отсутствия конфликтов и абсолютного послушания. Они направлены на то, что бы вы могли договориться о нужном и важном, достичь взаимопонимания. Важно, что бы ваш сын или дочь научилось выражать себя, свои чувства, свое отношение к ситуации, а не копили (будучи уже потом взрослым) в себе обиды и раздражение.

 Если же вы ясно понимаете, что все чаще переходите в общении с детьми на приказы, затрещины и крик, чувствуете свое отчаяние и беспомощность, срываетесь на близких – обратитесь к психологу. Ведь именно вам необходимо прежде восстановиться, поднять свою уверенность в себе и жизни, а затем уже решать накопившиеся проблемы в отношениях с своим чадом.




Что интересного на портале?