На кого похож детский психолог?

                                                                                

 

Как-то в  школе  на уроке психологии дети начальных классов рисовали по заданию игрушку-психолога.  И большинство  в том или ином виде изобразили кота. Психолог - кот... Доктор психологических наук Галина  Леонидовна Бардиер, у которой мне посчастливилось учиться,  писала об этом   в своей монографии о тонкостях психологической помощи детям.* Почему на кота?

В представлении детей психолог совсем как кот: он спокойный, никуда не торопиться, у него на все есть время; он умеет чувствовать больное место и лечит его собой, своим присутствием; он ласково мурлычет, его можно погладить; он осторожный, ни от кого не зависит, не докучает собой и своими делами.

                                       

 Детский психолог помогает ребенку  справиться   с трудностями и не потерять  при этом самого себя, своей  детской «самости».  Он не давит сверху не ребенка, не читает «занудных» моралей и  не запугивает. Для психолога важно, что переживает и чувствует ребенок, что он думает, как относится к миру людей и вещей, к самому себе. Получить доверие ребенка нелегко, но именно его детский психолог ценит,  прежде всего.

Пытаясь завоевать доверие ребенка, психолог должен удерживаться в определенной позиции:  ему не подобает скатывается «вниз», манипулировать ребенком  и  приспосабливаться к его сиюминутным капризам. Наблюдая за тем, что делает при встрече ребенок в кабинете  – играет, рисует, лепит, создает композиции в песочнице, рассказывает  истории – психолог  пытается понять, что происходит в  душе ребенка, каковы его потребности  и скрытые  желания. Он разговаривает об этом с ребенком на понятном ему языке.

                                                

Доверие ребенка и благие  намерения  психолога -  это далеко не все. Психолог еще должен суметь наметить и благополучно реализовать пути исполнения своих  намерений.  По-настоящему психолог может помочь ребенку только  тогда, когда его поведение, чувства  и мысли благоприятно совпадают, совмещаются с действиями, переживаниями  и рассуждениями самого ребенка. В результате такой работы с ребенком происходят качественные изменения позитивного характера: улучшается его самочувствие, формируются и развиваются полезные навыки, успешно решаются его проблемы и наступает эмоциональное облегчение. Очень похоже на то, как в известной всем сказке о Буратино  золотой ключик   подходит к замку, открывает дверцу  и это приносит счастье. Только это не сказка - а правда.

                                                                     

  Интересно,  кого бы нарисовали дети сейчас?

 

* Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота ? 1997.




Что интересного на портале?