Муштра

Муштра (от нем. Muster - образец) - изначальное значение: система воинского обучения, основанная на строевой подготовке, многократном повторении шаблонных приёмов и суровой дисциплине.

В более широком понимании, муштра - это дрессировка, с преобладанием наказаний; предельно строгая дрессировка.

Сделал - отлично - это норма, похвалы не жди, не сделал или сделал хуже, чем требовалось - наказание неизбежно и сильно.

В результате муштры, четче и правильнее, чем в обыкновенной дрессировке запоминаются навыки, но ни о какой свободе творчества здесь речи не идет. Развивается умение исполнять то, то что сказанно, как сказанно, лишних вопросов не задавать, но и не сильно думать: сказали - сделал, не сказали - не сделал.

Если собаку обучать мягкими методами дрессировки и учить садиться рядом с ногой при остановке человека, собака будет садиться всегда, но если человек, например, остановится в луже, то собака или не сядет или отойдет и сядет за лужой. Если собаку муштровать - она сядет там, где посадили, не важно, что рядом с ней.

Когда нужна и не нужна муштра

Общий принцип - муштра нужна тогда, когда нужно срочно добиться четкого исполнения требований обучающего в вопросах, где компромис неприемлем, например:

  • Когда речь идет о бескопромисных вещах: не воровать, не халтурить, не пьянствовать и так далее
  • Когда обучаемый заведомо недосциплинирован, не умеет или не хочет учиться, а учить его срочно нужно.

Чем более организован ученик, чем более он настроен учиться, чем больше на него надежды, чем больше желание научить его думать самостоятельно - тем меньше муштры и больше объяснений, разговоров.

Часто муштру используют, чтобы доказать свою силу, правильность своей позиции, но такая муштра ничему хорошему, кроме неприятия самого процесса обучения, не учит. Если человек спрашивает и интересуется, готов учиться - муштровать его нет нужды: он скорее разочаруется и учиться не захочет.

Чтобы муштровать кого-то, чтобы жестко спрашивать и наказывать за невыполнение - сам человек должен четко придеживаться тех требований, которые он предъявляет обучаемым. Иначе такая муштра не воспринимается должным образом, а скорее наоборот, приводит к обратным результатам.Подробнее смотри - Жесткий человек.

Минимальный уровень муштры на первых порах обучения может быть нужен, для создания уважения и нужного статуса.

Так на первых тренировках по боевым искусствам большое время уделяется не только тренировке, но и поддержанию сторогой дисциплины - смеешься или халтуришь - отжимайся, один схалтурил - заново начинают все. А спустя несколько месяцев тренер позволяет себе шутить с учениками, больше объясняет, а не строит: нужный статус уже задан - к чему уделять ему излишне много внимания: в конечном счете важно, чтобы ученики научились техникам и приемам, а дисциплина - это скорее средство для эффективного обучения.

Другими словами, муштра эффективна тогда, когда она делается на благо процесса, из воспитательных целей, и неэффективна, если применяется со злости, из желания самоутвердиться, выместить злобу или сорвать плохое настроение.

С кем действует муштра

Элементы муштры в небольших количествах могут действовать эффективно с любыми людьми.

Долгая же муштра слабого сломает, а сильного - обозлит.

В повести «Черный Красавчик» Энн Сьюэл описывает жизнь разных лошадей. Один из объездчиков говорит свой принцип: молодую лошадь нельзя заезжать силой: если она слабая - она станет пугливой и дерганной, если она сильная - злобной и агрессивной.

Правда есть исключения, при которых долгая муштра даст хорошие результаты: в том случае, если обучающий имеет большой и прочный авторитет в глазах обучаемого, и учит тому, чему обучаемый очень хочет научиться сам, причем этот интерес стабильный и гарантированно превысит те неприятные моменты, которыми муштра вполне богата.

Часто в фильмах про великих мастеров боевых искусств Учителя так обучают свох учеников. Результаты конечно впечатляют. Но до конца доходит обычно доходит один-два самых выносливых человека.

Достоинства муштры

  • Воспитывает волю и силу.
  • Дает быстрые результаты.
  • Обычно четкость и точность воспроизведения образца в навыке, который был привит в результате муштры, очень высока. Четкость подразумевает короткие, понятные и внятные фразы, движения, мысли. Четкость в речи - признак ответственности. Пример четкой речи: Да, если вы мне вышлите адрес организации сегодня - я заеду и заберу документы. Если адреса не будет сегодня - я заеду в субботу.
  • Отсеивающий момент: муштра оставит только тех, кому действительно нужен результат и кто готов много и долго работать.
  • Приучает работать без халтуры: или делай отлично, или никак.
  • Может служить помощником для создания уважения, нужной рабочей атмосферы, поддерживает дисциплину.

Недостатки муштры

  • Отсуствие развития самостоятельного свободного мышления, умения искать творческие, нешаблонные выходы из ситуации.
  • Большой шанс, что муштра прививьет страх перед процессом обучения, негативно мотивирует.
  • Муштра способствует развитию нулевой, шаблонной позиции восприятия.
  • Муштра способтсвует отказу от ответственности за свои действия: не было команды сверху - я и не делал.

Муштру во всех случаях нужно стремиться заменять на другие способы обучения: обучение по шагам, обучение через погружение.


Что интересного на портале?