Несмотря на то, что частной психологической практике в нашем пространстве четверть века, предубеждения в отношении построения бизнеса по оказанию психологических услуг встречаются сплошь и рядом, в том числе среди психологов. Я это связываю с менталитетом: бизнес ассоциируется с корыстью, доходящей до мошенничества. Сразу сюда притягиваются различные истории о некачественных услугах ради легкой наживы, приводятся примеры некомпетентой работы за деньги или прейскурантов там, где обязаны были оказывать бесплатную помощь и т.д. Согласна, что в нашей сфере, как и в других, такое встречается и будет встречаться. Но зачем же низвергать идею психологического бизнеса.
При этом интересно, что меньше порицания вызывают специалисты, которые как бы "подрабатывают" платными услугами. То есть где-то они альтруистически трудятся почти бесплатно и немного консультируют за деньги. Видимо в наш менталитет это как-то вписывается, даже с пониманием и сочувствием могут отнестись. И почему-то есть уверенность, что там все обязательно качественно и халтура исключена.
Бизнес действительно система, включающая маркетинг, продвижение, технологии продаж, такие понятия как "финансовые потоки", "рентабильность", "бюджет", "дебет-кредит" и т.д. И все это, видимо, мозг уже не "лепит" с нравственной позицией. Бизнесу в человечности и ответственном отношении к содержанию деятельности отказывают.
"Нет! Не может человек оказывать психологическую помощь от души". Установка на доход как-то исключает у психолога установку на качество работы. То есть мебельщих, работающий на себя и дающий рекламу своему производственному цеху, может в контексте бизнеса делать мебель качественно, а психолог не может. Почему-то в эту категорию хапуг залетают и врачи, и педагоги. То есть, если ты работаешь не с людьми, то установка на качество сохраниться может. Если деятельность направлена непосредственно на людей, то ответственность, любовь к своей работе и к людям исчезают сразу как только рядом выростает желание иметь хороший доход. Данная логика мне кажется странной.
Эту статью я решила написать не о причинах таких суждений. Здесь я приведу примеры другого варианта психологического бизнеса. Не называя имен, я расскажу о психологах, основная деятельность которых - частная, устойчивая практика в сфере психологии (имеют свои кабинеты, центры). Я их знаю лично и давно, с некоторыми из них мы сотрудничаем вплоть до совместных проектов. За двадцать один год своего пребывания в профессиональном поле (пять лет обучения и шестнадцать практики), я видела и таких психологов, о которых справедливо говорят: "Ему нужны только деньги, качество не на первом месте, если оно и есть". Но о них я даже вспоминать сегодня не буду. Я также не буду здесь описывать замечательных психологов, которые работают за зарплату в различных организациях: я их уважаю, но эта статья про "психологов-бизнесменов".
Здесь я хочу рассказать о тех психологах, которые показывают ответственный компетентный профессионализм, реализующийся в частной практике, организованной как устойчивый бизнес. Про то, насколько успешен бизнеса я здесь не говорю, это другая тема.
Большинство из психологов, приведенных в статье в пример, оказывают довольно широкий спектр услуг: от индивидуальных консультаций до организационных, методических семинаров, больших психологических мероприятий. Некоторые работают приемущественно индивидуально, ведут небольшие личностные тренинги.
Они очень разные, поэтому я расскажу о том, какие варианты мне доводится видеть (так и буду говорить - первый тип, второй тип ))) Ни в коем случае не сравниваю, они просто разные и в одинаковой степени достойны уважения. Эти психологи - живые люди и они не идеальные и не безупречны, уверена, что даже у них бывают недовольные клиенты и заказчики. Но это точно не в результате наплевательского отношения к людям. Ключевым и общим для всех здесь является следование этическому кодексу и высокий профессионализм, который не снижается в зависимости от платежеспособности клиентов.
Первый тип. Профессиональные компетенции и этика, краткий и довольно не дешевый, прейскурант. У них одна или несколько хорошо посещаемых программ. Почти не бывает скидок. Не очень открыты для широкого доступа, чтобы пообщаться - надо оплатить консультацию, тренинг, мероприятие. Могут восприниматься как недружелюбные, "кровожадные" (в плане стоимости услуг). Срабатывает стереотип, что психолог должен быть социально-направленным, открытым, доступным. Ничего подобного. И психолог может не вести благотворительную линию, не делать скидок, не участвовать в бесплатных социальных проектах. Но главное, что он в границах оплаченной встречи в полной мере отдает свой профессионализм, все, что может, что знает. Он не безразличен к клиентам уже по определению - мы говорим о хороших специалистах, которые отслеживают свое отношение к клиентам и обращаются по этому поводу за супервизией. У них своя ниша клиентов, чаще всего платежеспособных. У коллег это может вызывать зависть, у людей, ищущих себе психолога: злость или грусть, что не доступен финансово. Но в конце концов это выбор специалиста, его право регулировать ценовую политику. Его услуга не уникальна, можно получить не менее качественную у другого - с более приемлемым прейскурантом.
Второй тип. Профессиональные компетенции и этика, средний гибкий прейскурант. Причина разнообразия видов и стоимости услуг, системы скидок - обеспечение доходов. Есть и бесплатные программы - как хороший маркетинговый ход. Слышу иногда упреки в их адрес - в неискренности скидок: "Не от души". Странное обвинение. Кстати клиенты благодарны возможности сэкономить деньги, а обвиняют либо психологи же, либо те, кто и клиентами быть не собирался - эдакие "эксперты всего". Мотив иметь устойчивый хороший доход - это то, чего хотят все люди, даже те, кто это отрицает. Человек, который профессионально занимается психологией тоже платит в магазине за продукты и одежду, оплачивает коммунальные и медицинские услуги. Хочет жить в своей квартире и, коварный гад - хочет еще и машину иметь. Но, видимо, материальные мотивы психологам непростительны. Кстати для достижения профессионального мастерства он тоже тратит немалые деньги. Психологи этого типа относятся с уважением к людям, ответственно и профессионально проводят консультации и мероприятия, независимо от их стоимости. Материальный мотив активизирован только на этапе разработки линейки бизнес-продуктов и рекламных кампаний, а дальше на первый план выходит ответственное отношение к работе и забота о людях. У клиентов и участников программ есть выбор, их не программируют на вечную терапию. Даже если приглашают к участию в других семинарах или показывают возможности дальнейшей терапии, зону роста - это для информирования, которое кстати является даже частью работы психолога. В конце концов - показывать меню своих услуг и возможностей в психологии не запрещается и не аморально.
Третий тип. Профессиональные компетенции и этика, средний гибкий прейскурант. Здесь уже значительно больше альтруизма. Они открыты для контакта (до определенных пределов, конечно), могут сделать скидку именно из-за желания поддержать клиента, легко работают "в подарок", активно делятся с коллегами. Это вызывает уважение и даже симпатии. Но не торопитесь считать этот тип психологов лучше других. Просто у них выражены аффилиативные потребности - стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Это не достоинство, а скорее особенности личности. И этот тип психологов получает свою часть нематериального вознаграждения за счет отношений и общения, признания и уважения. Само собой разумеется, что если мы говорим о высоком профессионализме, то подразумеваем и осознавание этими специалистами своих мотивов, ведь они могут быть небезопасны не только для самого психолога, но и для клиентов.
У меня получилось три типа морального психологического бизнеса, которые не противоречат ни общим этическим законам бизнеса, ни нашему профессиональному этическому кодексу.
Психологам, которые решили остаться в профессии и работать по специальности, развивать в себе необходимые компетенции, решили "быть психологом, а не казаться им" - остается жить на доходы от своей деятельности. Они могут быть очень разными. Есть возможность выбирать площадку для реализации своих интересов к профессии - быть психологом-служащим в бюджетной сфере, психологом-исполнителем в структуре большого бизнеса или заниматься общественной деятельностью (через неправительственный сектор - общественные организации). Вроде есть гарантии, но есть и ограничения - материальный потолок и меньше свободы. Ну и еще одна печальная печаль - много "бумажек".
Есть и еще один вариант - психологический бизнес. Опять повторюсь, в этой статье я говорю о настоящих психологах - специалистах в своей области, понимающих моральную ответственность и любящих свою работу, а не просто открывших бизнес, чтобы "срубить" деньги. Такие психологи, кстати, могут сидеть и в бюджетных организациях: амбиции их не велики, гарантированная зарплата есть, можно в декрет пять раз уйти. По факту пришли в профессию, посчитав ее легкой, чтобы отсидеться.
Психологический бизнес - это одна из площадок профессиональной самоореализации. Она организуется самим психологом, возможно даже объединение специалистов.
Конечно, мне хочется показать и приемущество этого варианта самореализации, которые "радостны для психолога и выгодны для клиентов". Ничуть не умоляю достоинства психологов из систем и признавая, что там работает большое количество отличных специалистов, скажу, что ...
"Радость для психолога". Оказывая психологические услуги в контексте частной практики, психолог действительно имеет более высокий доход, чем работая на какую-то систему (не будем брать во внимание психологов в крупных фирмах - их не так уж и много). Психолог может выбирать направления и методы деятельности, разрабатывать программы в соответствии со своими интересами, регулировать свой рабочий график. Никто не вмешается в твою работу (в школе во время консультации может зайти завуч и начать учить психолога как работать с ребенком). Сам процесс продвижения своего бизнеса - это тоже довольно занимательно. Здесь много творчества и свободы.
"Выгода для клиента". Психологическое консультирование у частно-практикующих специалистов поставлено на поток и отсюда развитие компетенций через опыт. Там где клиенту необходимы именно проработка проблемы, психологическая помощь, больше вероятности получить это в частном кабинете, нежели у психолога гос.службы, который 80% своей деятельности проверяет тесты и оформляет бумажки. Ну и к тому же - в связи с тем, что у психологов частной практики денег и свободы больше, они чаще повышают свою квалификацию, в том числе через супервизию, которая является важнейшим элементом в психологической работе с людьми (я говорю о серьезных специалистах).
Мне нравится главная мысль адекватных психологов и непсихологов относительно различных нюансов психологической сферы (научной, практической) - "Все зависит от самого специалиста. Нет никаких однозначных связей". Так и здесь. Все зависит от того, кто решил заняться психологическим бизнесом. Если человек с нормальной нравственной системой - то и бизнес у него будет моральным.
С удовольствием обсужу этот вопрос в комментариях с коллегами и с интересующимися психологией посетителей сайта.