Между нами - 50 лет (взгляд через поколение на детское воспитание)

   Здравствуйте! Имея 55 прожитых лет и четырёх детей, в возрасте от 5 лет до 31 года (3 девочки и, соответственно, мальчик), выскажу своё мнение о том, при каких условиях ребёнок может развиваться гармонично, сильно не опережая, но и не отставая от своих сверстников. Во главу угла я поставлю Активное Присутствие Близкого Человека (не все дети живут с  родителями, к сожалению). Активное присутствие – непростой  ежедневный и многолетний процесс , включающий в себя несколько составляющих. Рассмотрю их более подробно.

1.Постоянная готовность к контакту. При общении с ребёнком я забыл несколько слов – «отстань!», «я занят», « спроси у…», «тебе ещё рано это знать». Для ребёнка  Вы – тот, кто знает всё. Не развенчивайте у него этот миф. Даже если Вы очень-очень-очень заняты, минута общения с любимым человечком ничего не изменит.

2.  Мой ребёнок – мой, но он – не я. Через наблюдение и общение можно увидеть у него те качества и способности, присущие только ему одному. В периоде от 3 до 7 лет уже можно увидеть то, чем ребёнку интересно заниматься, чем он занимается с удовольствием и проявляет усидчивость. Развивая эти грани личности, можно уберечь себя от разочарований в будущем. Интересно, сколько процентов людей учились играть на фортепьяно и потом больше никогда не подошли к этому благородному инструменту? Логически поразмыслив, можно сэкономить много сил и времени своего и ребёнка, да и денег тоже. Чистый лист бумаги, ручка - отвечаю на вопрос: " А какой он, мой ребёнок? Что он любит делать? Что у него хорошо получается? Чем глупо заставлять заниматься моего ребёнка? Он ближе к  "гуманитарию", или "технарю"? Он любит быть в команде, или ему комфортно и спокойно одному? ". " Сынок, тебе нравится делать оригами? Да, нравится. В школе есть кружок оригами, будешь ходить? Нет. Почему? Я буду делать оригами один. Тебе не нравится делать оригами в группе? Нет, не нравится. Я в группе не успеваю сообразить. Хорошо, я тебя услышал."

                  Самое сложное для меня было абстрагироваться от:

  - "модных" направлений раннего развития;

 -  стремления увлечь ребёнка тем, чем занимался я сам в этом возрасте;

 -  подготовки  к получению престижной ( на сегодняшний день) профессии - через       10 лет она может оказаться совершенно невостребованной.

 -  желания научить его заранее тому, чему его будут заново учить в начальной             школе;

 -  того, чем занимаются дети моих знакомых, друзей, родственников, дальних родственников;

 -  "Чтоб не хуже, чем у других!";

 3Уважение и равенство. Уважительное отношение друг к другу в близком кругу ребёнка и общение с ним «на равных» имеет, по-моему, для него очень большое значение. Иногда, называя его по имени-отчеству...  Впрочем, попробуйте сами - приятная метаморфоза не заставит себя ждать.

" Сынок, тебе нравится делать оригами? Да, нравится. В школе есть кружок оригами, будешь ходить? Нет. Почему? Я буду делать оригами один. Тебе не нравится делать оригами в группе? Нет, не нравится. Я в группе не успеваю сообразить. Хорошо, я тебя услышал."

4.Совместное исследование окружающего мира.  Встать на ступеньку ниже, чтобы твой ребёнок поднялся на ступеньку выше – для меня это было открытие новой интересной и познавательной игры. Много узнаёшь о мире ребёнка и о мире собственных детей в том числе. Стать  другом, коллегой по научной работе, делать вместе  маленькие и большие открытия…. ( не смог закончить предложение – не нашел подходящего варианта ).

     Мои дети – лучшие в мире. Для меня и для моей семьи. Несомненно, есть более талантливые дети,  есть гениальные дети, вундеркинды. Наверное, с ними всё иначе. Наверное…?  Спасибо за внимание.

 

Пулин Андрей Геннадьевич, семейный психолог, 25 октября 2015 года.








Что интересного на портале?