МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ
КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Проективные методы диагностики хорошо известны и популярны в психологии. Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога. Те, кто однажды попробовал с помощью этого инструмента исследовать область ассоциаций и образов, уже не представляют себе работу без этих чудесных карт!
Какой психолог откажется от эффективной методики, позволяющей практически мгновенно получить без сопротивления доступ к бессознательному клиента, раскрыть субъективные причины поведения человека, межличностного поведения на более глубоких слоях подсознания?
Я глубоко благодарна специалистам, которые познакомили меня с этим удивительным инструментарием: Ольге Демченко (Москва), Алене Рихмайер (Москва), несравненной Любови Мошинской (Израйль), много лет неутомимо обучающей наше психологическое сообщество работе с метафорическими ассоциативными картами, автору колоды "Были-небыли" и многочисленных мастер-классов, Иегуде Шахаму (Израйль), автору чудесной колоды карт "Короба и дороги", в которую я просто влюблена, Игорю Тальпису и многим другим коллегам, которые щедро делятся информацией и своим опытом работы в интернете. Этот материал - отрывок моего мастер-класса по работе с метафорическими ассоциативными картами для тульских специалистов, которым я с удовольствием делюсь с вами. Надеюсь, вы тоже оцените эффективность метафорических ассоциативных карт и с насладитесь работой с ними.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.
Изначально метафорические ассоциативные карты являются ПРОЕКТИВНОЙ методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.
ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.
В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.
Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно. Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом, диагностировать его проблему, прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.
Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения своей проблемы. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии.
Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Процесс обучения использования карт прост и доступен не только квалифицированным специалистам.
КАК РАБОТАЮТ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ
Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам, или – вербализовать, что само по себе влечет терапевтический эффект.
1. ОБХОД РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, снятие защиты и сопротивления.
Главный плюс метафорических ассоциативных карт – это простота использования и безопасность для клиента, что снижает его внутреннее сопротивление. Образ первичен в формировании сознания человека, поэтому обращение к образу интернационально (карты - интернациональны) и срабатывает для людей любого возраста и ментальности, с любым уровнем интеллектуального развития. Образ глубоко на подсознании. Поток ассоциаций возникает обязательно, и порой неудержимо. При работе со зрительным образом у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами. Игровая форма работы также убирает внутреннее напряжение и сопротивление клиента – это только игра!
2. СОЗДАНИЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ МИРОМ
На подсознании мы помним все, что с нами происходило, но не всегда это осознаем. Вслед за образом всплывают ассоциации, связанные с ним в подсознании, и этот поток ассоциаций, запущенный отпечатком нашей жизни, позволяет просмотреть наш внутренний «фотоальбом». К каждому образу прикреплены эмоции, чувства, ценности, убеждения. Карта играет роль толчковой доски в мир воображения, в который мы, «рационалы», крайне редко заходим. Из внутреннего поля этой фантастической реальности человек может под другим углом зрения увидеть внешнее и переосмыслить его, т.е. запускается круг преобразования. То есть карты позволяют создавать безопасное экологичное поле для диалога между внешним и внутренним миром клиента.
3. РЕКОНСТРУКЦИЯ СОБЫТИЯ
Просматривая наш внутренний фотоальбом, мы реконструируем события. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ события является терапией, карты дают возможность безопасно говорить о наболевшем. Выход на метафорический уровень осмысления событий позволяет «поместить» их в другие слова, не прежние. Новые слова позволяют видеть эти события уже иначе. Взгляд «по-новому» ведет к другому решению. Реконструкция психотравмирующих событий на картах позволяет избежать дополнительной ретравматизации человека, запускает его внутренние процессы самоисцеления, создают безопасный контекст поиска и моделирования решения, запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГА
- Позволяют обойти внутреннее сопротивление и рациональное мышление путем снижения сознательной цензуры.
- Убирают внутреннее напряжение и сопротивление.
- Создают атмосферу безопасности и доверия.
- Позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом и глубоко диагностировать его проблему.
- Позволяют наглядно увидеть картину любых межличностных отношений.
- Показывают картину взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности, создавая диалог между его внешним и внутренним миром.
- Позволяют прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы.
- Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.
- Позволяют обратиться к психотравмирующей ситуации клиента через метафору, и тем самым избежать его дополнительной ретравматизации.
10.Позволяют клиенту проговорить и осознать свои чувства и переживания, что само по себе имеет терапевтический эффект (вербализация проблемы).
11. Обескураживают быстротой и эффективностью терапии.
12. Создают безопасный для клиента контекст поиска и моделирования решения.
13. Запускают внутренние процессы самоисцеления клиента.
14. Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из кризиса.
15.Позволяют использовать бесконечное количество комбинаций и тем при работе с одним и тем же клиентом в разные периоды психотерапии.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ
Диапазон применения метафорических ассоциативных карт как проективного стимульного материала как в групповой, так и в индивидуальной работе, как с детьми, так и с взрослыми огромен.
Карты эффективно используются в работе с семьей, в психодраме, в гештальт-терапии, в арт-терапии, в транзактном анализе и психосинтезе.
Метафорические ассоциативные карты, обладая всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяют терапевтический арсенал психолога или психотерапевта.
Метафорические ассоциативные карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, к его личностному мифу о мире и о себе в этом мире, о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности человека, его незавершенные внутренние процессы, а также наглядно иллюстрируют межличностные взаимоотношения людей и взаимоотношения человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.
Метафорические ассоциативные карты успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, в индивидуальных консультациях, незаменимы при организации группового взаимодействия детей, подростков и взрослых всех возрастов.
Метафорические ассоциативные карты позволяют наладить коммуникацию и создать атмосферу доверия, активизируют интерес людей к самоисследованию и саморазвитию. Карты прекрасно работают на задачу создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
Таким образом, диапазон областей, где обращение через метафорические ассоциативные карты к воображению, фантазии и потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным, весьма широк, вот некоторые из них:
Ø коммуникационные игры и тренинги;
Ø создание положительной (безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация и обмен мнениями без оценочных суждений;
Ø тренинг позитивного мышления;
Ø развитие интереса к самоизучению и саморазвитию;
Ø актуализация личностного роста;
Ø коррекция и терапия межличностных отношений;
Ø терапия супружеских отношений;
Ø терапия детско-родительских отношений;
Ø помощь в разрешении конфликтов;
Ø работа с линией времени, моделирование и исследование любых процессов в прошлом и будущем;
Ø реабилитационная работа;
Ø проработка и терапия травм;
Ø работа с посттравматическим синдромом;
Ø помощь в преодолении стрессов;
Ø проработка и терапия страхов;
Ø работа с психосоматическими явлениями;
Ø работа со сновидениями и фантазиями;
Ø развитие творческого потенциала детей и взрослых;
Ø бизнес-консультирование;
Ø командообразование;
Ø интеллектуальное и полезное развлечение в кругу друзей и семьи…
и многое, многое другое.
ИСТОРИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ
В профессиональных кругах их называли по-разному: О-карты, проективные карты, терапевтические карты, метафорические карты, ассоциативные карты, метафорические ассоциативные карты и др.
Метафорическим ассоциативным картам почти 40 лет – в 1975 году канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «О» или «OH» (англ. - удивление). В 1983 году психотерапевт Моритц Эгетмейер, с которым познакомился Эли Раман, разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого возможно подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах – так возникли Метафорические Ассоциативные карты. Психотерапевт Джо Шлихтер разработал правила и принципы использования карт как психологического инструмента.
Первые карты «О» появились в Германии в 1985 году. Эли Раман и Моритц Эгетмейер представили игры публике в Эссене, когда там проходили дни игр. Сделано это было в изначальном, терапевтически-ассоциативном формате: вслепую вытягивались карты — одна с картинкой, другая с текстом, и нужно было прокомментировать, какие спонтанные чувства, мысли и ассоциации возникали при этом. Многие представители крупных производителей с любопытством рассматривали эти карты. Но в выставочных павильонах невозможно было создать ту доверительную атмосферу, которая необходима для использования карт в терапевтических целях.
Неожиданно Моритцу Эгетмейеру пришла в голову мысль сопровождать картинки историями, чтобы облегчить освоение публикой совершенно нового вида игр. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию «Саги» (SAGA) — второй колоды метафорических ассоциативных карт.
Эта история повторялась и дальше — сама работа и взаимодействие с картами и людьми, использующими их, стимулировали и способствовали появлению новых концепций карт и соответственно новых колод. Так, например, психологи и психотерапевты, работающие в направлении оказания помощи в кризисных ситуациях, жертвам насилия, терактов и т.д. обратились в «О-издательство» с запросом на создание специфической колоды карт. Впоследствии родилась колода «Преодоление» (СОРЕ) как результат интернационального сотрудничества издателя из Германии (Моритц Эгетмейер), художника из России (Марина Лукьянова) и всемирно известного психотерапевта из Израиля (Офра Аялон).
Сегодня карты «О» переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме них существует еще 17 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт.
Благодаря Моритцу Егетмейеру и его издательству "ОН-Verlag" карты распространились по всему миру и завоевывают все новых и новых поклонников.
В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Любовь Мошинская (Израиль), а впоследствии Леонид Тальпис и Татьяна Колошина познакомили Российских психологов с этим замечательным инструментом. Информацию о картах можно поискать в интернете. Заказать карты можно в Москве, магазин Генезис (или непосредственно приехать и купить их), можно найти адреса на сайте, например, у Любови Мошинской.
В настоящее время в Израйле весьма активно разрабатываются все новые и новые колоды метафорических ассоциативных карт. Появились карты и в России, в частности - спектрокарты с фотографиями (для работы с чувствами и т.д.). В общем, "грядки" на "огороде" метафорических ассоциативных карт активно обрабатываются, и на них выращиваются и культивируются все новые и новые колоды. Поэтому будьте взыскательны к своему инструментарию.
Говорят, что не человек выбирает карту, а карта выбирает человека. Это верно и для разных колод карт. Моими первыми колодами были "Сага" (понравились в работе на семинаре) и "Лидия Якобс" (очаровала загадочная красота карт). Если "Сага" до сих пор мною горячо любима и многократно испытана (и слегка истрепана) в работе индивидуальной и групповой на всех возрастах, то "Лидия Якобс" у меня не пошла... Я обменяла колоду на карты "Морена", и ни секунды не пожалела об этом, а другой специалист с восторгом работает с моей "Лидией"... Поэтому - пробуйте и выбирайте, ищите "свои" колоды карт.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.
Каждая колода карт создается под определенную идею, для определенной психотерапевтической работы, оформление карт заказывается разным художникам.
Одни колоды предназначены для проработки травматических ситуаций, другие - для работы с семейными парами, третьи - для выявления межличностных отношений и процессов взаимодействия между людьми, многие колоды карт универсальны.
На одних картах изображены абстрактные картинки и пятна, изображения на других предельно конкретны, третьи поражают красотой и сочностью палитры, некоторые карты снабжены словесными посланиями.
Собственно говоря, работать можно с любыми картинками, любыми зрительными образами, хоть с набором календариков или открыток. Важно, с какой целью вы это делаете, важен также подбор зрительных образов.
Марк Твен говорил: «Кто не знает, куда идет, очень удивится, что попал не туда…» Поэтому целесообразнее работать с профессиональными метафорическими ассоциативными картами, которые тщательно продуманы, подобраны (нарисованы) и снабжены инструкцией по применению – для начала это необходимо.
В настоящее время существуют различные виды метафорических ассоциативных карт, это целая семья карт, которые формируют своё собственное «метафорическое направление». К числу наиболее известных относят: Persona «Персона»; OH Cards (карты «ОН»); СОРЕ (ПРЕОДОЛЕНИЕ); ЭККО; Morena (Морена). Сохраняя в себе ключевые особенности метафорических карт, каждая из этих колод имеет свою специфику и ориентирована на особенности психологических проблем или специфический подход к работе с образным миром человека. Каждая колода уникальна, но может бесконечно комбинироваться в использовании с другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения. Например, на своих семинарах Любовь Мошинская всегда использует сочетания карт из разнообразных колод.
SAGA
55 карт-картинок для сочинения и рассказывания легенд, мифов и сказок, это 55 красочных акварельных картинок в формате обычных игральных карт, изображающих героев и события из стран и времен, которых до этого никогда не существовало. Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашего воображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.
Каждая карта - это трамплин в хорошо знакомый миф или волшебную сказку, или в историю, которую никто раньше не рассказывал. Карты «Сага» вновь освещают нашу жизнь светом спонтанности и удивления, воспоминаний о несбыточных детских фантазиях. Их изображения приглашают в путешествие в мир сказочных историй, фантазии, мечты и магии…Мир, о котором мы когда-то знали и теперь вновь открываем для себя, где свиньи могут летать, жабы превращаться в принцесс, а принцессы могут быть спасены непобедимыми героями.
«Сага» - это член семьи метафорических ассоциативных карт, которые формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений.
Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Карты «Сага» отражают иногда прямо, а иногда метафорически сказки, героические истории и мифы. Каждая карта описывает определенную сцену или историю. Напоминают ли нам изображения «Саги» о Сэре Ланселоте или о Бабе-Яге или показывают нам сюжеты никогда ранее нами не виданные? С помощью карт мы можем подобрать слова для создания универсального мифа. Универсальные мифы, написанные магическим пером фантазии, просуществуют столько, сколько будет существовать человечество. Они с нами во всей своей неописуемой красоте и гармонии.
Каждая карта - это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому началу. Карты «Сага» дают возможность тренировать воображение, развлекаться и играть. Это игра без набирания очков, без победителей и побежденных.
Каждая колода уникальна, но её совместное использование с другими колодами открывает все новые и новые возможности для игр нашего воображения. Карты можно использовать не только для развлечения, но и как эффективный рабочий инструмент для самой различной профессиональной деятельности.
Независимо от того, как вы собираетесь использовать карты, примите к сведению эти рекомендации, которые я нашла в интернете, опробовала и признала эффективными:
- Не обязательна буквальность в интерпретации карты. Изображение на ней может рассматриваться как символ или метафора.
- Для вдохновения обратитесь к магии детства: волшебная палочка, магическое зелье, заклинание помогут вам в создании историй.
- Искусство является основой для творчества – предоставьте полную свободу своим ассоциациям. Постарайтесь быть максимально искренними. Отключите логику и критический анализ.
- Избегайте сложных сюжетов. Простая сюжетная линия более забавна, и за ней легче следить.
- Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Хозяин карты - хозяин истории, рассказа. Если он затрудняется говорить о карте и попросит других высказаться - вот тогда можно сказать "лично мне кажется, что... но ты, конечно, видишь все по-своему..."
- Рассказывайте историю в настоящем времени и описывайте события «в движении» и динамике. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, использую больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длительных монологов. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.
- Не стесняйтесь отсортировывать любые карты, которые вы по любой причине считаете неподходящими. Во время игры каждый может поменять выбранную карту или пропустить ход без объяснения причин.
Для этой игры не существует никаких твердых правил.
Несколько идей, которые можно использовать в игре. Игра создаст необходимые условия для свободного развития процесса рассказывания по своим собственным правилах.
Давайте представим …
Сядьте за стол или расположитесь в круг на полу. Пусть каждый из игроков перетасует колоду «Сага». Согласуйте между собой количество предложений в рассказе каждого участника, возможно, есть смысл договориться о временных ограничениях (например, 1-2 минутах). Решите, будут ли использоваться все карты или игра будет состоять из 1-5 раундов. 1-й игрок вытягивает карту из колоды, кладет на стол, и, продолжая на нее смотреть, начинает рассказывать историю: «Однажды…» Когда игрок закончил, следующий берет карту из колоды, кладет ее рядом с предыдущей и рассказывает продолжение истории. Так продолжать до тех пор, пока последний игрок не закончит историю.
Триптих (для пар или небольших групп)
Каждый игрок вытягивает 3 карты, смотрит на них и кладет их в ряд, не обязательно в порядке вытягивания. Затем игрок рассказывает историю, основываясь на картах: начинать с первой карты, основной сюжет из второй и закончить третьей. Когда история закончена, игроки могут задать вопросы, чтобы что-то для себя прояснить. Этот вариант игры может использоваться для самостоятельных упражнений.
Большая картинка (совмещение карт и арттерапии)
Вытяните карту и положите ее на листок бумаги. Используя цветные карандаши или фломастеры, дорисуйте изображение, представляя, что карта это лишь часть большой картины. Расскажите историю, основываясь на том, что вы нарисовали.
Дневник (1 игрок)
Ежедневно или на протяжении какого-то периода времени (месяц, 6 недель и т.д.) в определенное время, записывайте часть истории в личный дневник или тетрадь.
В первый день написания вашей истории вытяните из колоды случайную карту и напишите хотя бы 1 страницу, начиная ее с предложения: «Однажды …» и закончите историю в последний день фразой «… и они жили с тех пор долго и счастливо».Перед тем, как записывать следующую историю, перечитывайте лишь предыдущую страницу. Не пытайтесь создать связную историю. Позвольте настроению дня диктовать направление развития истории. И помните, что Вы находитесь в мире волшебства и магии, где возможно все. Драпируйте себя в мантии ведьмы, монарха или механической куклы. Играйте в провалы памяти; наслаждайтесь навязчивой идеей по отношению к деталям, которые Вы иначе считали бы незначительными; переименуйте героев, измените их роли, статус, цвет, пол. Вносите в сюжет любые изменения. Покончите с вашим главным героем и воскресите его (ее) в новой и неожиданной форме. Когда выбранный вами срок заполнения дневника подошел к концу, закончите историю. Сядьте и прочитайте все с начала и до конца. Не поддавайтесь искушению исправить или отредактировать историю. Если вы хотите, вы можете прочитать ее семье, друзьям, партнерам. Существует еще один вариант. Для записи истории вы можете использовать отдельные листы бумаги, не нумеруя их. Когда история будет закончена, перечитайте ее и пронумеруйте страницы в желаемом порядке.
Сага при работе с детьми
«Сага» - это еще один новый способ, помогающий нам построить мост над пропастью, разделяющей детей и взрослых. Детям понравится игра в «Сагу». Вы можете играть с ними вместе, если они вам это позволят.
Хотя это карты для рассказывания историй, они могу быть источником вдохновения для создания картин, скульптур, эссе, стихов, песен.
«Сага» для учителей
«Сага» может служить отличным учебным пособием, может стимулировать творчество и развивать воображение учеников. По картам «Сага» можно писать эссе, сочинения, короткие истории или стихи, они могут быть основой для театра импровизаций или темой для песен. Вспомните, когда вы сидели на родительских коленях и слушали историю, рассказанную только для вас? Иногда в истории нет смысла - она может вызвать смех или дрожь, иногда это заставляет вас создать свою собственную концовку или придумать другое начало. Иногда она заставляет вас удивляться. Мы помним правдивые истории, сюжеты которых заставляли нас затаить дыхание и заполнили нашу душу сказочными образами. Такие истории связывают поколения, они вновь и вновь согревают наши сердца.
MORENA
«Морена» состоит из двух колод карт: 88 нарисованных карт-картинок описывают сцены из жизни племени Шингу в тропических девственных лесах Бразилии. 22 карты-следы были созданы для дополнения к 88 картам-картинкам, они предлагают неожиданные встречи, ведущие в мир изображенных на картах сюжетов или наоборот, уводящие из них, приглашают нас войти в мир образов, представленных на картах-картинках.
Таким образом, набор состоит из двух видов карт: цветных рисунков и изображений следов на песке. Две колоды могут использоваться вместе или самостоятельно. «Морена» может применяться в комбинации с любыми другими колодами метафорических ассоциативных карт.
«Морена» - это слово из языка Шингу, означающее место, откуда произошли люди. Бразильский художник Вальде Мар создал художественную летопись жизни племени Шингу. Валде Мар жил среди Шингу несколько лет и утверждает, что никогда не встречал более счастливых людей. Их жизнь примитивна, незатейлива и в тоже время богата и разнообразна. В их жизни в племени и в их отношениях с окружающей средой, гораздо больше мира и гармонии, чем в жизни любого представителя западной цивилизации.
Племенная жизнь существует в наши дни лишь в маленьких и изолированных областях Земли. Однако длительный период человеческой истории большинство людей жило в небольших племенных группах или общинах. Социальная форма общества, в котором жили многие поколения наших предков, оставила в нас глубокий след. Дальнейшая эволюция общественного строя, связанная с развитием сельского хозяйства и появлением новых технологий, не стерла эти следы, а скорее как при отложении земных пород, покрыла их слоями последующего опыта. Память человечества избирательна и может хранить лишь небольшие отрывки нашей истории. Где же спрятан остальной опыт нашей цивилизации?
Карты, изображающие жизнь первобытного племени в бразильской сельве, стимулируют воображение и позволяют придумывать истории, сказки и притчи, действие которых происходит как в настоящем, так и в далеком прошлом.
Карты «Морена» позволяют нам заглянуть в повседневную жизнь племени, находящегося по представлениям современного западного человека на примитивном уровне развития и демонстрирующего нам наше далекое прошлое.
Карты «Морена» через игру приглашают нас на некоторое время побыть в этом мире, позволяют на короткий миг игры приобщиться к жизни и традициям этого племени. Возможно, жизнь этого племени похожа на ту, которую вели наши предки много тысячелетий назад. Наша фантазия может быть разбужена яркими картинками из жизни племени: мы имеем возможность придумывать любые истории, рассказывать их или рисовать, разыгрывать представления. С помощью этой игры мы можем восстановить баланс в культурном обмене, который исторически имел только одно направление и осуществлялся путем проникновения западного образа жизни в бразильские джунгли. «Морена» придает нашему воображению новую энергию, заключенную в жизни этого племени, протекающей без участия современных технологий и захватнических амбиций.
ОН
Набор состоит из 88 карт, обозначающих различные жизненные ситуации и 88 карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание этих ситуаций. Набор включает в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы.
Сочетание этих двух колод позволяет прояснить неосознаваемые мотивы поведения человека в различных проблемных ситуациях и найти внутренние ресурсы для их решения. OH-карты это целая семья метафорических ассоциативных карт, которые формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт, не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Хотя каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для творчества и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.
Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальттерапии, при использовании системной семейной терапии (Б.Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы. Карты являются эффективным инструментом, помогающим получить доступ к бессознательному клиента в процессе формировании им терапевтического запроса, а также в ходе самой терапии.Обладают всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяя терапевтический арсенал психолога или психотерапевта. Карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, его личностному мифу о мире и о себе в нем, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты очень быстро помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы. При работе со зрительными образами у клиента отсутствует или значительно снижена сознательная цензура, это облегчает работу с его внутренними подсознательными конфликтами. Карты предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности. Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса. Работа с линией времени, позволяет моделировать и исследовать любые процессы в прошлом и будущем, находя метафорические образы решений.
COPE
Набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Обращение к травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.
ECCO
Карты с абстрактными цветовыми композициями, стимулирующие воображение. Подходят для любого возраста, для выражения чувств и для творчества. Карты могут использоваться для обучения и для психотерапии, при работе с детьми и взрослыми, для работы над преодолением трудностей в общении и языковых трудностей.
Habitat
В этом наборе карт представлены разнообразные отношения человека с окружающей природой. Карты предоставляют возможность найти новые связи между нами и природой, и призывают еще раз проверить способы взаимоотношений между нами и другими творениями, сосуществующими с нами на земном шаре.
Mythos
На картах, входящих в этот набор, изображены сказочные и мифологические герои. Эти карты могут служить отличным трамплином для погружения в мир воображения и снов. Можно использовать эти карты вместе с картами "САГА".
Personita
77 портретов, нарисованных художниками Эли Раманом и Мариной Лукьяновой представляют детей и молодых людей всех стран и культур нашего мира. Иллюстрации, похожие на скульптуры А. Giacometti, на 44 картах-ситуациях помогают нам оживить портреты, вызывая наши собственные внутренние групповые и семейные истории. Карты «ПЕРСОНИТА» – игровое приглашение к обмену ассоциациями, которые всплывают из памяти и фантазии. Зажженные этими красочными картами мы можем найти точки соприкосновения разделенных внутренних частей личности
1001
Карты, изображающие сюжеты "Тысяча одной ночи". В них отражена жизнь тела, духа и души в восточной культуре. Ключевым образом является Шахерезада, рассказывающая каждую ночь сказку царю, чтобы спастись от уготованной ей злой судьбы. Она рассказывала свои сказки в течение тысячи и одной ночи, и вылечила царя от злых чувств и стремления убивать. Можно сказать, что это и было началом библиотерапии – исцеления при помощи историй и метафор. Карты "1001" приглашают нас войти в мир фантазии и тайны, где мы сможем исследовать наши внутренние мифы и одеть их в одежды Древнего Востока.
SHEN HUA
Эти 55 карт были нарисованы пекинской художницей Han Wei. Используя традиционный китайский стиль акварели, она объединила коллекцию явлений, сцен и персонажей, благодаря которым мы можем получить вдохновение для рассказывания историй в китайском стиле. Привлекательные изображения «SHEN HUA» берут начало в легендах и мифах старого Китая. С или без знания фактических историй мы можем ответить на изображения нашими собственными ассоциациями, и так создать совершенно новые истории. Каждая вытянутая вслепую из колоды карта является сюрпризом, открывающим окно в царство воображения. Каждая история, составленная с помощью «SHEN HUA» – креативное, уникальное, единичное событие!
Bosch
66 цветных карт, представляющих собой фрагменты фрески "Сад земных наслаждений" голландского художника Иеронима Босха. Символы, изображенные на картах, пробуждают кошмары воображения, страхи - как осознаваемые, так и бессознательные. и помогают разобраться в сновидениях и мечтах.
Beauregard
55 абстрактных картин, с выставки коллажей художницы Джоан Бёргард. Сочетание и столкновение контрастирующих фигур и красок стимулируют выражение эмоциональных состояний и межличностных отношений: в рисунке, в музыке, пантомиме, танце и драматизации.
Tahiti (Таити)
Поль Гоген (1848 - 1903) создал яркие работы в свои поздние годы жизни на отдаленных островах Таити. Он выразил свое восхищение и очарованность в картинах, которые выражают его глубокую тоску по красоте и невинности. Гоген изобразил сцены ежедневной жизни, сельской местности и людей, главным образом женщин. Эти карты, отобранные из его лучших картин, богаты поэзией и несомненной гармонией, которая кажется почти райской.
LydiaJacobStory (ИсторияЛидииЯкоб)
Lydia Jacob Story – 55 карт, 55 коллажей и картин Раймонда И. Вайделиха
Эльзасский художник Раймонд И. Вайделих имеет страстное увлечение объединять найденные объекты с живописью для составления своих произведений искусства. Он создал 55 шедевров размера обычных игральных карт, с оттенком его уникального пикантного юмора специально для этого жанра игровых инструментов.
Эти карты, являются результатом увлечения всей его жизни – коллекционирования и воскрешения прошлого. Остроумные, нежные, шутливые? Они могут удивлять и развлекать.
В процессе коллекционирования в руки художника попал портрет швеи Лидии Джакоб, которая жила в Страсбурге в конце XIX века. Ее имя и ее история послужили импульсом для цикла работ названных «История Лидии Джакоб», к которому также принадлежит колода карточных коллажей. Вайделих сказал: «Lydia Jacob, c`est moi».
Каждая карта «ИСТОРИИ ЛИДИИ ЯКОБ» – является отправным пунктом в сюрреалистический мир, новое и все еще неизвестное место, заселенное незабываемым собранием людей, животных, растений и (возможно) неодушевленных объектов. Собранные вместе на фоне ярких пейзажей, таинственных текстов и удивительных карт, жители мира Лидии Якоб приглашают нас присоединяться и изобретать вместе с их создателем.
Карты «ИСТОРИЯ ЛИДИИ ЯКОБ» могут вдохновить нас как к созерцательному наслаждению восхитительными художественными работами, так и к активному творчеству, например рассказыванию историй, театру, музыке и танцам.
Будучи произведением искусства, каждая карта «Lydia Jacob story» - это дверь в чудесный мир, мир так или иначе знакомый и в тоже время удивительный и новый. Он населен людьми, животными, заводами и машинами, яркими пейзажами, любопытными текстами и таинственные картами. Карты приглашают нас фантазировать и изобретать наряду с их создателем, наше воображение может продолжить там, где остановился художник.
Карты «Lydia Jacob story» требуют времени для освоения, организованности, понимания и умения комбинировать различные подходы и способы работы. В использования «Lydia Jacob story» свободные ассоциации - главное правило. Игра может принимать разные формы - от рассказывания историй и путешествий во времени, до написания пьесы и актерской игры. Целью использования карт может быть развлечение, обучение или повышение эффективности терапии.
Выставка
Каждый игрок по очереди берет карту из колоды, и, не показывая ее другим игрокам, придумывает ей название. После этого карта демонстрируется другим игрокам и объявляется ее названия. В конце раунда группа делает из карт экспозицию, как на художественной выставке.