Лояльность клиента к психологу
Так бывает, что клиент лоялен к психотерапевту. Нет! Он не отказывается от лояльности к себе - он подстраивает свою лояльность под психолога.
Откуда берется лояльность?
Лояльность формируется с детства вначале по отношению к родителям либо к значимому человеку - об этом статья Лояльность ребенка родителям, как "измена себе"
Лояльность играет злую шутку с обоими. Клиент поддакивает психологу, становится на все согласным.
Психотерапия идет слишком гладко, слищком семимильными шагами, даже скачками .....
И тут не опытный психолог бы порадовался - легко и не хлопотно!
Однако, пользы нет.
Так бывает в случаях
- симпатия к психологу
- психолог напоминает маму, папу, положительную значимую личность в его жизни (например, сосед-судья спас от тюрьмы)
- преклонения перед профессией психолога в силу разных причин (пример родственника - успешнаый результат и т.п.)
- преклонение перед личностью специалиста (хороший отзыв, влюбчивость, идеальная внешность, напоминает первую любовь
А также в случаях
- нет ресурсов для психотерапии
- привычка соглашаться
- привычка преклонения перед авторитетами
- слабая воля...
Как это мешает психологу?
Напрмню, что хороший специалист считывает чувства клиента - находится в них "как у себя дома" (К.Роджеос) по причине наличия эмпатии. Эмпатия или есть или ее нет.
И даже если ее нет - невозможно идти за клиентом, который со всем соглашается . Так же трудно, как при работе с глубоко депресствным "что воля, что неволя все равно".
В соглащательтве обратный процесс -
нНа вопрос психолога "как вы себя чувствуете, что ощущаете?"клиент отвечает неизменное: "все хорошо, да-да - все замечательно. Как Вы сказали - именно так и есть! Что я чувствую? - а прдскажите - дада это чувство...Это конечно, крайний вариант я обрисовала. В среднем варианте не легче. Потому, как клиент "ни рыба-на мясо -вроде да а вроде нет ....- прогибается...
И мы буксуем на месте....потому что не возможно считать по позам...повторам....нашупать то место, где болит, где напряжение...даже когда оно видно в теле...
Кстати, при лояльности - даже тело лояльно психологу. Кроме шуток!
Что делать в подобных ситуациях психологу?
Применять крайние меры - провокационные (парадоксальные) методы.
А именно - вызывать на конфликт, запутывать, перепроверять, загружать по полной, нагружать, наседать....
Например:
Психолог:
Вы сказали что вам все ок, я правильно вас понимаю?
- и нет возражений
- и нет жалоб
- теперь уже нет
- только вам со мною хорошо и спокойно
- и вы набираетесь позиитива
- а когда возвращаетесь домой
- опять черные мысли
- срывы
- агрессия...
- так?
Сядьте на этот стул. Я подойду сейчас к Вам сзади и буду давить на ваши плечи - чувствуйте...!
Психолог давит вначале слегка, затем все сильнее, сопровождая "экзекуцию " словами "Как вам это? а теперь? а вот так?....
Понятно, что вскоре (и "не вскоре") клиент не выдерживает и протестует:
- от слова
- до телодвижения
- и даже агрессии
- исключительно индивидуально.
Теперь лояльность клиента к психологу под большим вопросом!
Наш светлый образ поставлен под сомнение (хотя бы первоначаоьно - сразу же после применения "карательных мер"). Клиент трезвеет (иногда звереет) - что тоже неплохо. Динамика "тепленькая пошла"!. И вот уже клиент научается не соглашаться.......задумывается....
Он начинает чувствовать....ощущать....прислушиваться к себе и своему телу....
Так он вспоминает свои нужды-запросы-трудности-проблемы.
Психолог вновь задает вопрос о первоначальном запросе клиента - перепроверяет запрос, а заодно провоцирует проявление самости.
То есть, клиент, опять повторяет свой запрос. А психолог опровергает его (намеренно вводя в заблуждение). И в следующий раз "злит" - ставит под сомнение......Клиент возражает - на очевидную несправедливость....
Только теперь психолог может работать с живым естественным "материалом", а не с клиентом, спутавшим лояльность к себе с лояльностью к психологу.
Теперь самость клиента разбужена, а лояльности разделены и отправлены каждая к своему "хозяину".
Распутав лояльности - можно идти вглубь проблемы клиента, а не играть "в поддавки".
Автор медпсихолог Татьяна Силаева
нтернет-курсы для специалистов
1. Работа клиническго психолога в поликлинике-заключения, контракты,отчет
3. Спортивным психологам, тренерам! М/Руководство для достижения Успеха!
для клиентов
1. ИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СТРАХОВ И ОБРЕТЕНИЮ УВЕРЕННОСТИ - жми тут
3. Достижение цели спортсменами и осуществление мечты (от 10 до 120 лет)