Личные убеждения психолога и их влияние на профессиональную деятельность

Говоря о личных убеждениях первое, что приходит в голову это религиозные убеждения человека. Так или иначе, психолог, слушая своего клиента, начинает оценивать его и всё то, что он говорит. Психолог обращает внимание на принципы человека, его внутренние устои, собственную мораль. И в подавляющем большинстве случаев всё это рождается на почве вероисповедания.

В наше время многие религии снова набирают оборот и склоняют на свою сторону всё больше и больше людей. Время атеистического главенствования подходит к концу и люди, что рождаются в этом мире, встают перед выбором веры, морали и так далее.

Психолог не исключение. Он, как и другие люди на планете земля, имеет свою точку зрения. И эта точка зрения может очень сильно повлиять на процесс консультирования. Вряд ли психолог христианин сможет разделить на эмоциональном уровне переживания буддиста, что исходят из буддистских принципов бытия. Христианин не понимает, почему евреи не едят свинину и так далее. Всё это можно, казалось бы, понять и принять. Но существуют темы, вопросы, которые являются серьезными одновременно и для клиента и для психолога. И далеко не факт, что психолог сможет принять взгляды человека, которые очень сильно бьют по морали и устоям самого психолога. В таких ситуациях есть два решения. Первый – отложить дискуссию по данной теме на следующую консультацию, переключиться на другую тему, а до следующего раза изучить данный вопрос со всех возможных сторон и попытаться понять клиента и его убеждения, скажем так, уменьшить влияние данных принципов на свои собственные. Второй – дать рекомендации клиенту и направить к другому психологу, мягко и внятно объяснить, что вы не сможете помочь человеку.

Психологу приходится тратить много энергии для того, чтобы уровень эмпатии к клиенту не падал ниже определенного уровня, после которого психологу просто на просто не захочется слушать клиента и разделять его чувства. Это дедлайн, перейдя который, можно навсегда потерять и клиента и самому настроить себя против людей с теми или иными убеждениями. Такие темы как трансплантация органов, аборты и смерть во многих религиях в своих корнях сильно расходятся во мнениях. Психологов долго учат тому, что нужно принимать клиента и помогать ему, потом, уже сами практикующие психологи, заставляют себя принимать людей с совершенно неприемлемыми убеждениями. Тем самым психолог может загубить и себя и клиента.

С точки зрения профессиональной этики вопросы восприятия «другого» могут и должны решаться на основе уважения и заинтересованности, а не конфронтации.

И как говорилось выше, дабы понять другую религию, сначала хорошо изучи свою. И если не доходить до фанатизма, остановиться посередине, так сказать, то психолог сможет не только понять клиента другого вероисповедания, но и принять его точку зрения, заинтересоваться ей и изучить её.


Что интересного на портале?