Меня часто спрашивают: « А что именно вы делаете на занятиях по сказкотерапии?». Решила опубликовать один конспект. Родители, прочитав его, смогут получить некое представление о наших занятиях в группе.
А профессионалам он может пригодится.
В то далекое время, когда этот конспект родился, я работала психологом в детском саду. Это занятие проводилось с детьми подготовительной группы в конце учебного года.
Цель: Воспитание дружелюбия, развитие внимания, воображения, пространственных представлений.
Ход занятия
Дети приветствуют друг друга, называют цвет своего настроения.
Ведущий информирует, что была найдена посылка. Ученым расшифровать ее пока не удалось т к там записаны голоса, доступные только детскому уху. Он просит ребят о помощи. Дети при помощи «телевизора воображения» слушают текст.( «телевизор воображения»- способ научить детей медитации. Я рассказываю, что внутри у каждого есть «телевизор воображения», он помогает представить что нибудь, показывает сны. У него есть определенные правила работы, своя психологическая технология помощи ребенку, у которого не получается его включить, но это отдельная тема).
«Здравствуйте земляне. Мы, жители планеты Легамии просим вас о помощи.
Планета Легамия была красивой. Два солнца и четыре луны украшали наше вечно розовое небо. На нашей Легамии были прекрасные голубые леса, множество зверозубых рыб водилось в озерах, радужные птицы пахали с ветки на ветку. Огромные цветы распускались под ногами пышным ковром.
Мы, Легамы, жили мирно и счастливо на планете несколько миллионов лет, в полной гармонии с нашей природой. Собирали ягоды, ловили рыб, катались на копытиках в свое удовольствие.
Планета Легамия была красивой. Потому что мы ее такой придумали. Было на ней волшебное озеро, благодаря которому каждый мог, создать будущее нашей планеты и свое собственное. Легам представлял себе картинку будущего, входил в озеро и хоп. Картинка сбывалась.
Мысли Легамов в былое время были чистыми, светлыми, потому что они слушались предков и старейшин, изучали и чтили основной закон вселенной: Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Они мечтали о добре справедливости между собой, и о красоте своей планеты. Поэтому и вода в озере оставалась голубой.
Но со временем в наши души пробрались злобные создания: страх, злость и зависть. И забыли легамы основной закон вселенной: поступай так, как хочешь чтобы поступали с тобой. И все больше темных, разрушительных желаний приносили мы в озеро. Все больше обид и злости становилось между нами. И однажды вода в озере стала черной от наших переживаний. Растения, пьющие воду из озера начали чахнуть, птицам и зверям стало нечего есть. Цветы высохли и превратились в пыль. Ветер поднял эту пыль и вся планет стала серой.
Мы слишком поздно поняли, что мы наделали. Помогите нам. Быть может еще не поздно спасти нашу планету…»
Вопросы к сказке:
Жители какой планеты прислали письмо?
Что у них случилось?
Какой основной закон вселенной?
Какие мысли можно на ваш взгляд назвать светлыми? Темными?
Кто ответственен за то, что произошло с Легамами?
Что нам теперь делать? Как помочь?
Приходим к выводу, что надо лететь на Легамию.
Строим космический корабль- круг из стульев. Чтобы взлететь, хором произносим основной закон вселенной.
Мы прилетели к черной дыре (поле 3на3клетки, нарисованное на ковре нитками). Пройдя ее мы попадем на Легамию. Ведущий диктует по клеткам, как должны пройти дети. Например, из правого нижнего угла одну клеточку влево, две вверх, одну в право. Ребята по очереди начинают проходить. Если кто- то ошибается, начинает следующий.
Мы прошли черную дыру и оказались на планете Легамия. Теперь нужно найти озеро. Наш путь лежит через скалы.
Игра «Скалолазы»
Цель- проползти по определенному участку стены. Можно отрывать только одну точку опоры( руку или ногу).
Мы пришли на равнину, где раньше было озеро. Здесь есть какой- то волшебный предмет, который надо оттискать.
Игра «роботы»
Дети выстраиваются в ширенгу. Ведущий ведет их к «кладу» командами «шаг в перед» «шаг назад» «шаг в лево» «шаг в право»
Дети «находят клад» - последнюю оставшуюся волшебную воду озера в хрустальном сосуде. Ведущий просит их наполнить воду пожеланиями легамам. Каждый ребенок произносит свое пожелание жителям.
Ведущий выражает уверенность, что планета Легамия будет такой, какой ее придумали дети, благодарит от имени легамов.
Дети возвращаются на «космический корабль»(круг из стульев) отвечают на вопросы ведущего о том, чему научились в путешествии и как эти открытия можно использовать в реальной жизни.
Ведущий обобщает ответы детей, обязательно повторяя еще раз «основной закон вселенной».
Все хором произносят основной закон вселенной, корабль взлетает и возвращает детей на планету земля.