Компьютерная игра - враг или друг?

         Я предлагаю вам для размышления такую тему, как компьютерные игры. Психология – это наука о душе. А душа – это чувства человека.

    Что такое компьютерная игра? Это, прежде всего, игра. А без игры невозможна жизнь человека.   Философский словарь дает такое определение игры:" Игра-непродуктивная деятельность, которая осуществляется не ради практических целей, а служит для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе". Сартр писал об игре так: «Человек должен выбирать: быть ничем или играть, что он и делает». Сколько будет существовать на Земле человек, столько он будет и играть.

    И раз уж пришел в нашу жизнь компьютер, то хотим мы, этого или нет, а нам придется принять и компьютер, и компьютерные игры, как реальность. Другое дело, что понимать компьютерные игры и уж тем более их принимать нам, к сожалению, не всегда хочется. Мозг человека так устроен, что на каждый плюс он находит свой минус. И чем больше наши дети твердят нам, что компьютерные игры – это круто, это интересно, это кайф, тем больше мы видим в этом угрозу и ищем минусы. Ни к чему хорошему это не приведет. Я предлагаю услышать наших детей и попытаться их понять, принять их плюсы, а минусы вынести за скобки. Ведь детям нужна наша объективная, мудрая оценка, чтобы мы видели и минусы, и плюсы и помогли им разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, наше принятие того, что им интересно, а не осуждение.  В противном случае мы получим обратный эффект, оттолкнем детей от себя, вызовем протест и желание делать то, что им запрещают. Компьютерная игра хорошо справляется  с потребностью в оценке. Она не мама и не папа, чтобы захваливать или критиковать, построил башню – молодец, не построил – твои проблемы, построишь в следующий раз. И подыгрывать никто не будет.  

     Еще детям от взрослого нужно внимание к их чувствами пространство для их выражения. Мы не всегда даем детям такую возможность, обрываем их на полуслове, не даем выразить свои чувства, лишаем таким способом их общения с нами. А компьютер дает такую возможность: компьютерная игра есть один из самых безопасных способов общения и выражения своих чувств. Существует несколько базовых эмоций: страх, гнев, удивление, отвращение, удовольствие. Человек испытывает потребность в выражении этих эмоций, но окружающая среда недостаточно богата, чтобы вызывать эти эмоции. Проще говоря, детям скучно. Да и взрослым тоже. С развитием человечества многое, что раньше отнимало у человека время, стала выполнять техника, торговля, медицина и т.д. Освободилось много времени для творчества. Компьютерные игры дают возможность удовлетворить эту потребность, не выходя из дома.

    Детям нужны от взрослых знания, информация. Но мы не в состоянии дать детям столько знаний, сколько им нужно, ввиду своей занятости, своего страха неправильно ответить или просто из-за своего неведения. С этой задачей хорошо справляется компьютер. Одних английских слов дети выучивают больше, чем на уроках в школе, причем исподволь, играя, без напряжения и страха за оценку. Если послушать подростков, которые говорят о компьютерной игре, то можно подумать, что они говорят на каком-то другом языке, не сразу поймешь, так много там новых слов.

    Детям от взрослых нужна защита.  А мы не можем им обеспечить полную безопасность в силу вполне объективных причин, мы не можем всегда быть рядом. А иногда взрослые не хотят обеспечивать эту самую безопасность и говорят, что их никто в детстве не защищал, и вот выросли же. А иногда это просто убеждение, что жизнь должна научить и закалить в трудностях. Компьютерная игра дает возможность в игровой форме отработать разные варианты самостоятельной защиты и нападения.

   Также от взрослых детям еще нужен пример для подражанияв разных жизненных ситуациях. Таких примеров мы даем детям мало и чаще это повторяющееся поведение, а компьютерная игра дает разные варианты мужественного поведения в сложных ситуациях.

  Таким образом, компьютер стал достойным конкурентом для родителей, учителей и даже друзей. И наша задача – не отгораживаться от компьютера и компьютерных игр, а сделать их экологичными для наших детей, чтобы компьютер стал помощником родителям, детям и учителям, приносил только пользу. У меня предложение к программистам  о создании специального компьютера для детей, который бы предупреждал о необходимости отдыха и отключался через определенное время, которое сами родители вводили бы в программу компьютера. А создателям компьютерных игр я бы предложила создавать такие игры, которые бы развивали у детей желание любить, заботиться, защищать людей не оружием, а умом, ловкостью и находчивостью. А еще я бы предложила им создать больше творческих игр, в которых бы  детям нужно было что-то сочинить, нарисовать, прочитать стихотворение или спеть. Хотелось бы видеть в играх цитаты из произведений классиков русской и зарубежной литературы, которые бы органично сочетались с другими заданиями игры.

Когда я работаю с детьми, у которых наблюдается симптомы зависимости от компьютерных игр, я задаю вопрос: «Кто главный: ты или компьютер, ты или мобильный телефон, ты или твой страх? Если ты, то управляй ими, вместо того, чтобы становиться их рабом». Этого я искренне желаю всем детям.

Спасибо за внимание к этой статье!

 Как Вы сейчас себя чувствуете?

 


Что интересного на портале?