Клиническая характеристика больных с расстройствами аутистического спектра (на основе диссертационного исследования Натаровой К.А.)
Описываемые в литературе клинические проявления расстройств аутистического спектра характеризуются большим разнообразием и вариабельностью течения, затрагивают практически все сферы психики и имеют особенности течения в отдельные возрастные периоды (Башина В.М. 1999; Гилберт К., Питерс Т. 2005).
Для проведения анализа клинических проявлений у исследуемого контингента выявленные нарушения были сгруппированы по принципу принадлежности к разным областям психической деятельности и разделены на шесть основных групп. Важно отметить, что настоящий принцип деления не противоречит диагностическим критериям исследовательского варианта МКБ – 10. Первую группу составили нарушения коммуникации и социального взаимодействия. Во вторую вошли нарушения в аффективной сфере. Четвертая группа включала в себя клинические проявления в поведенческой сфере. Четвертая группа составляла нарушения интеллектуального и речевого развития. Пятую группу представляли особенности двигательной сферы и моторики. В шестую вошли особенности игровой деятельности (см. Прил. № 3). Отдельно учитывалось присутствие клинического признака в детской и взрослой группе больных, возрастная динамика клинических проявлений.
Как показывает анализ данных, наибольшая частота в детском возрасте принадлежит нарушениям в коммуникативной, аффективной и игровой сферах.
В группе взрослых исследуемых картина клинических проявлений выглядит несколько иным образом. К взрослому возрасту у больных отмечается редукция определенных клинических проявлений, часть симптомов видоизменяется, сглаживается, проявления их становятся менее выраженными. Однако отдельные клинические признаки характеризуются стойкостью и упорным течением. Главным образом это относится к нарушениям в коммуникативной и аффективных сферах.
Основными клиническими нарушениями коммуникативной сферы в детском возрасте являются патологическая реакция на контакт с новым человеком (75,4%), проявляющаяся в крике, громком плаче, попытках убежать и спрятаться, полном игнорировании нового человека, проявлениях агрессии и аутоагрессии. Чаще всего, ребенок успокаивается только после того, как незнакомое лицо покинет его поле зрения. К взрослому возрасту только 25% больных болезненно реагируют на появление нового человека. Это достоверно ниже (p