Как выжить в офисных джунглях?

Как выжить в офисных джунглях? Вопрос конечно интересный и очень характерный именно для русского человека.

Дело в том, что мы, русские, изначально имеем негативное отношение к окружающей нас действительности. Мы воспринимаем мир как враждебный, несправедливый, максимально неопределенный и сулящий нам одни неприятности.
Как правило, мы слабо верим, что в жизни что-то зависит от нас. Окружающий мир нас пугает.

Я думаю, что именно поэтому, мы не «живем», а «выживаем» заранее представляя, что это практически невозможно и требует огромного количества усилий. Более того, мы уверены, что за любое, даже самое маленькое счастье, нам обязательно придется платить.

Эта парадигма, в которой живет современный русский человек, имеет под собой очень крепкий и основательный фундамент. Попробуем ее понять.

Начнем с географии. Дело в том, что нам, русским чрезвычайно «не повезло» родиться в стране, которая занимает такую огромную территорию. Удерживать порядок на такой территории не только нелегко, но и как показывает наш коллективный опыт, практически невозможно. Поэтому с момента образования Руси как государства здесь бушуют бунты, кризисы, революции, войны,  стихийные бедствия (например, еще недавние битвы с урожаем) и другие неприятности. Важно учесть и наше географическое расположение на земном шаре, которое во многом определяет климатические условия в нашем «доме». Многие ли народы могут похвастаться тем, что в таком объеме как мы ощущают «прелесть» смен времен года и постоянных резких перепадов температур.

Одна моя знакомая как-то по этому поводу сказала: «Что мы за несчастная нация такая? Мало того, что мы нищие, нам еще и четыре раза в год надо полностью менять свой гардероб. Вон, в Эмиратах, весь год ходят в купальниках и шортах, — как экономно;  а нам кроме шубы и шортов, нужно иметь как минимум еще и три пары сапог».

С исторической точки зрения нам также нечем утешиться. Испокон веков государство Российское всегда славилась нестабильной и агрессивной политикой в отношении к своему народу. Невозможно игнорировать и тот факт, что практически каждая семья, живущая на территории России, так или иначе, пострадала от различных форм репрессий или ограничений со стороны государства. Мы привыкли с трудом «наживать» и легко, неожиданно и быстро терять. Поэтому и с деньгами у нас сложились очень непростые и неоднозначные отношения. Большинство из нас считает их нехорошими, опасными и почему-то грязными.

Эти факты не могли не отразиться на психологии современного русского человека. Поэтому среднестатистический россиянин воспринимает окружающую действительность  как нелогичную, грабительскую, противоречащую его интересам и мешающую ему достигать своих целей. А в особо тяжелых случаях и как то, что не позволяет ему эти цели ставить. Отсюда и поговорка: «Делать не загадывая».

Последние десятилетия, когда политика, экономика, законы России менялись очень быстро, еще более усилили тревогу и ощущение нестабильности у русского человека, Это повлекло за собой необходимость осознания и принятия собственной личной ответственности за свое существование, благополучие и жизнь в целом. Поэтому каждый пытается самостоятельно защищаться от воздействия среды и искать свои собственные способы адаптации в этом мире. Появились и новые для страны специалисты – психологи, бизнес-тренеры, коучи. Все чаще люди, решая задачи «выживания» предпочитают обращаться к ним. И зачастую получают быстрый и очень качественный результат.

Секреты самостоятельного «выживания»

Если же вы решили справиться с этой задачей самостоятельно, вам стоит разобраться по какому  пути идти.

Первый из них — это принять условия, которые диктует среда. Основной целью здесь становятся карьера, деньги, успех, статус, а препятствиями к их достижению – конкуренты. И все окружающие люди на работе автоматически попадают в категорию конкурентов. И чем ближе мы подбираемся к заявленным целям, тем выше растет уровень нашей тревоги. За успех, достаток и статус мы платим потерей открытых, близких отношений с людьми, чувством вины и одиночества, утратой внутренней свободы.

Второй путь – это путь праведности и отрицания ценности денег и успеха. Это путь «служения людям», который предполагает снижение материальных потребностей до минимума. Здесь люди работают за любовь и признание. Но в материальном мире, как правило, у сторонников этой позиции, вскоре просыпается зависть к более богатым людям, разочарование и обида.

Мы видим, что оба пути бросают нам вызов и заставляют нас искать что-то среднее, какой-то промежуточный вариант, который бы помог нам почувствовать себя более комфортно. И здесь мы сталкиваемся с необходимостью подойти к решению более творчески и учиться у природы.

Умение выжить в офисных джунглях напрямую зависит от умения приспосабливаться, то есть адаптироваться в новых для себя условиях. Это сложно, так как все новое (как мы помним) вызывает у нас напряжение и соответственно сужение сознания. Поэтому попробуем расслабиться, а для этого посмотрим вокруг.

Мимикрия. Присмотритесь, каков он, ваш офис? Вспомните пословицу: «Не лезь в чужой монастырь со своим уставом». На этапе адаптации лучше поменьше привлекать к себе внимания, носить не очень яркую одежду, больше наблюдать, присматриваться, слушать, меньше говорить. Умение приспособиться к условиям новой работы во многом зависит от умения встроиться в незнакомую для себя среду, слиться с ней.  Мысленно задавайте себе вопросы: «Какова корпоративная культура в этом коллективе?», «Какие ценности здесь проповедуются?», «Какова структура организации?», «Кто здесь лидер, в том числе и неформальный?», «Как люди привыкли обращаться друг к другу и друг с другом?», «Как здесь справляются с напряжением?», «Как расправляются с неугодными?», «За что любят?»

Территоризм. Обозначьте и обустройте свою территорию. Ознакомьтесь со своей должностной инструкцией. Это очень важно. Именно она очерчивает границы вашей должности. Обустройте свое рабочее место. Сделайте его максимально удобным для себя. Это даст вам ощущение «тыла» и защиты.

Отношения. Не ищите на работе «любви». Основное правило – на работу вы пришли не дружить, а работать. Помните, устанавливая «близкие» и «теплые» отношения с сослуживцами, обретая на работе друзей, вы рискуете нажить и врагов. «От любви до ненависти один шаг» — говорит пословица. А если вы «дружите» с начальством, то и завистников приобретете себе немало.

Симбиоз. Посмотрите вокруг, есть ли в вашем окружении люди, которые могли бы быть вам полезны в выполнении вашей работы. А может быть рядом, есть люди, которым можете быть полезны вы. Постарайтесь построить с ними здоровые партнерские отношения. Взаимодействуйте с коллегами с позиции взаимной выгоды.

Конфликты. Научитесь к острым ситуациям в коллективе относиться спокойно. Помните, что конфликт – это всего лишь столкновение интересов и мнений. Не позволяйте в конфликтах эмоциям взять над вами верх. Обращайте внимание на суть проблемы, а не на форму ее предъявления.

Всегда помните, что это всего лишь работа. Ваша жизнь намного больше и содержательней, чем ваш офис. Это поможет вам не делать из работы сверх- ценность, контролировать уровень напряжения и спокойно относиться к происходящему вокруг. И самый банальный, но сложный способ – расслабьтесь! Это поможет вам начать получать удовольствие от выполняемого вами труда. А блеск удовольствия в ваших глазах – это лучший показатель, что вы работаете на своем месте.

Если эти рекомендации не помогут вам почувствовать себя на работе значительно лучше, то используйте возможность и обратитесь к психологу, бизнес-тренеру или коучу и я уверена, ваша проблема будет быстро и качественно решена.

Удачи на работе!


Что интересного на портале?