Как рассматривает Тень аналитическая психология (отображение в художественной литературе)

Проблема Тени нашла своё отражение и в художественной литературе. Тень – архетипическая фигура, а архетипические образы, так или иначе, отображаются в творчестве. Именно художественное творчество является в этом отношении широким полем для исследований, именно в этой деятельности человека можно узреть многие психологические факты. В определенной мере, можно сказать, что нередко автор в своём творчестве отображает собственные психологические проблемы и комплексы, проецируя их на своих героев, создавая архетипические образы. Герои, таким образом, могут выступать в виде различных граней «Я», как сознаваемых, так и несознаваемых. Существует даже метод психологической диагностики – «метод проекции» - когда пациенту даётся задание написать короткий рассказ на вольную тему. Далее, исходя сюжета рассказа и образов его героев, делаются соответствующие выводы. Такой подход можно рассматривать, как разновидность метода активного воображения, подходящая для людей, которым с трудом даются визуальные представления.

Итак, многие авторы, безусловно, понятия не имели, что такое аналитическая психология – поскольку творили тогда, когда ещё и понятия такого не было. Однако они смогли на интуитивном уровне воплотить в своих произведениях определенные психологические факты.

Наглядным примером здесь может явиться всем известное произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Герой произведения, Родион Раскольников, определённо вырос в православной семье, где ему с детства прививались христианские нравственные нормы. Наверняка, до определённого возраста христианские заповеди служили ему ориентирами. Однако, начав вести самостоятельную жизнь, он стал создавать некую свою философию, идущую в явный разрез с христианскими ценностями. Все его рассуждения, в конечном счете, оформились в виде определенной теории. И эта теория, доведенная до логического конца, давала право перешагнуть Раскольникову через заповедь «Не убий».

Аналитическая психология может интерпретировать подобное развитие жизненного сюжета, как вариант архетипического образа «ухода из дома» - разрыв с некоей первичной матрицей ценностей, построение картины мира, отличной от усвоенной в результате интроекции. Так или иначе, с точки зрения теории, построенной Раскольниковым, люди делились на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые живут по законам и правилам, не ими установленным. Вторые – сами устанавливают законы и правила. И «необыкновенные» могут позволить себе то, чего не могут позволить «обыкновенные» - и даже перешагнуть через кровь. С точки зрения этой теории, в убийстве старухи-процентщицы не было ничего дурного. Мало того, раздача ее денег нуждающимся, вообще превращала это убийство в благое деяние. Однако всякая теория требует своего подтверждения на практике – и Раскольников, в конечном счете, решает совершить убийство. Однако, конечный результат становится совершенно отличным от того, каким себе представлял его герой произведения.

Аналитическая психология объясняет и то, что происходило с Раскольниковым после его поступка. Безусловно, мысль поступку не равноценна. Можно думать многое, однако, однако при этом быть не в силах воплотить даже десятой доли своих мыслей. Можно сказать, что когда Раскольников создавал свою теорию, православное воспитание превращалось в его Тень – ведь своё Я он отождествлял со своей теорией. Но пока вся теория была всего лишь на уровне мыслей и слов, оставленные христианские ценности лежали где-то под спудом сознательных мыслей Раскольникова, адекватных его теории. Пока он не перешел от слов к делу, одно каким-то образом уживалось с другим. Однако совершенное убийство – это уже был поступок, доводящий конфликт сознания и бессознательного до точки кипения. В результате, содержание бессознательного стало выплескиваться на поверхность, что реализовалось в виде кошмаров и мании преследования. В конечном счете, совершает совершенно нелогичный и малодушный по отношению к его теории поступок. Он сдаётся правосудию.

Аналитическая психология может узреть в этом сюжете некий совершившийся дважды переход содержания сознания в свою противоположность. Безусловно, теория Раскольникова может быть рассмотрена как Тень христианского мировоззрения – как, например, тенью христианского мировоззрения является диалектический материализм Маркса – Энгельса – Ленина, или философия Ницше, или Сатанизм Энтони Шандора Ла Вея, и т. д. В то же время, и христианское мировоззрение является тенью упомянутых теорий. Вначале у героя произведения происходит замена христианского мировоззрения теневым по отношению к нему. Затем, в конце произведения, происходит регрессивный возврат к христианскому мировоззрению – Раскольников добровольно решает искупить свою вину на каторге.

Продолжение следует.

Впервые эта статья была опубликована тут - http://psyhology-online.ru/psikhologiya/217-kak-rassmatrivaet-ten-analiticheskaya-psikhologiya-otobrazhenie-v-khudozhestvennoj-literature








Что интересного на портале?