Как работает память. Почему работает психотерапия?
Данная статья включает в себя анализ некоторых работ по исследованию памяти в области нейрофизиологии. И моему видению того как эти принципы работают в психотерапии. Статья не описывают широкий круг феноменов психотерапии, а сосредоточены на тех что связанны с работой памяти. В своей статье я не коим образом не веду к обесцениванию сознательной деятельности индивида по перестройки своей личности.
«Все существует до тех пор,пока кто-то об этом помнит.»Джоди Пиколт. Девятнадцать минут«Если я ничего не помню, это не значит,что мои действия лишены смысла.»Помни (Memento)В последнее время появилось очень много интересных данных по нейрофизиологии мозга и в частности работы памяти. За основу возьму исследования Анохина Константина Владимировича. Изучая их, как ни странно, часто сталкивался с тем, что эти нейрофизиологические исследования хорошо описывают некоторые психотерапевтические методы и методики и то почему они работают и дают терапевтический результат.
Например, зачем в аналитических направлениях используется метод воспроизведения и проживания травматических переживаний. Почему сны содержат так много информации в зашифрованной форме. И для чего так важно осознать свой опыт.
Цыпленок только вылупившись запоминает первый движущийся объект и воспринимает его как родителя, и хранит это воспоминание всю жизнь, и в дальнейшем выбирая партнера ориентируется на это воспоминание.
В 60-е годы выявлена важная особенность того, за счет чего в мозге кратковременная память проходит консолидацию и переводится в долговременную. Этой особенностью оказалась экспрессия генов в нейронах. Выяснилось, что, если на молекулярном уровне нарушить синтез белков, РНК или заблокировать спящие гены активирующиеся только в момент столкновения с новой информацией, процесс научения проходит нормально, кратковременная память формируется. Но долговременная память не может сформироваться.
Позже выяснилось, что память о событие очень сильно перераспределяется от изначальных структур с течением времени и может полностью перестать зависеть от них. Нейрофизиологи предполагают что этот процесс очень активно происходит во сне. И этот момент очень интересно объясняет почему в терапии, в какой-то момент, очень активируются сновидческая деятельность. И то почему они имеют такую метафорическую и иррациональную структуру, где изначальные воспоминания привязываются благодаря индивидуальному опыту (когнитивному поиску и попытке объяснить и встроить это событие в Эго структуру) к сильному перераспределению связей. И процесс осознания и проживание одних воспоминаний, активирует целую сеть связей в мозге. Но мозг или сознание не в силах объединить этот широкий спектр связей в последовательный логический образ. Что ведет к набору образов с трудом поддающихся повседневному рациональному анализу.
Так же стало известно, что процесс, который активируется при научении и запоминании нового опыта, точно таким же образом на молекулярном уровне протекает и в момент воспроизведения и воспоминания. То есть, если в момент воспоминания ввести блокатор экспрессии РНК и белков, то воспоминания разрушаются. Что подтверждается экспериментами на цыплятах Стивеном Роузом и множеством подобных экспериментов.
Цыплятам давали горькую красную бусинку, в течении двух трех проб они запоминали что она горькая и больше не клевали её. И только показывая её они вспоминали её и даже не пробовали клевать, что говорило о запуске экспрессии генов. В дальнейшем им вводили молекулярные ингибиторы, блокирующие синтез и снова показывали бусинку. Спустя 24 часа никто из цыплят в данной группе не проявлял наличие опыта о том, что бусинка горькая. И воспринимали как новый опыт.
Но разрушаются они не до конца. В силу широкой нейронной сети значимого воспоминания часть стимулов не задействуется и при предъявлении вновь уже знакомого и забытого опыта, процесс усвоения происходит быстрее или может восстановится в течении 5-6 часов.
В особенность памяти так же входит и то что:
Чем больше проходит времени и больше происходит циклов воспоминаний, тем больше само воспоминание трансформируется. В том числе и благодаря процессу перераспределения данного воспоминания, из-за того, что в данный момент времени мы может по-другому оценить данное воспоминание и изменить его как на уровне отдельного нейрона, так и на уровне системы нейронов, связав его с новыми структурами и личным опытом.
Значимость и сила воспоминания зависит от новизны и рассогласования с имеющимся опытом и значимость события и информации для нашего Я. Все этого по неволе приводит к следующему выводу о том, что период жизни, наполненный наибольшей значимостью и количеством значимых воспоминаний, обладает детство. Так как значимость и новизна детского опыта наиболее высокая. Но не обязательно.
Последний пункт хорошо объясняет на сколько важна когнитивная способность нас как личности принять событие и найти ему место. Осознав, трансформируя и расширив свой личный опыт.